+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.11.2021 14:55:33
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В поисках стабильности, прибыли и спроса: как идут перевозки угля?

Россия нарастила добычу угля за 10 месяцев на 9%. За январь – октябрь текущего года погрузка на сети за этот период выросла на 7%. При этом резкий рост спроса на экспорт выявил наличие новых узких мест на инфраструктуре и новый дефицит парка.
А мы пойдем на запад

Сегодня на дорожающем сырье стараются заработать и угольные компании, и грузоперевозчики, и операторы. Для сравнения: на азиатских рынках в 2019-м уголь в среднем стоил $90 за тонну. На прошлой неделе, по данным Современного аналитического агентства (CAA), европейские индексы энергетического угля поднялись выше $140 за тонну на фоне приостановки сертификации «Северного потока – 2», а российский уголь подорожал до $165 за тонну. При этом в Китае спотовые цены на уголь находятся в диапазоне $165–170.

В России изменение направления транспортных потоков стало очередным серьезным вызовом и для инфраструктуры РЖД, и для самих участников грузовых железнодорожных перевозок. Перевозкам угля пришлось перестраиваться: раньше уголь отправляли в основном на Дальний Восток, сегодня же российским компаниям для получения прибыли приходится лавировать между ограниченной пропускной способностью инфраструктуры, в том числе и на западе, и возникшим из-за этого спросом на подвижной состав.

Погрузка экспортных грузов в целом в порты на сети РЖД выросла на 7,8% за январь – октябрь. При этом в порты Северо-Запада – на 10,3%, Юга – на 19,2%, Дальнего Востока – на 4,7%. Погрузка угля в порты за этот период выросла на 11,7%, до 153,1 млн т. Более половины всего объема – 79,7 млн т (+2,7%) – отправлено в адрес портов Дальнего Востока. Сегодня в структуре экспортного грузопотока доля угля составляет 52,4%.

Рост экспорта и различных грузов, и непосредственно угля в западном и южном направлениях вызвал сбои в работе сети. По факту оказалось, что спрос на российский уголь в других странах превысил те инфраструктурные возможности, которыми располагают на сети, отмечает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Но пока, как заявляют в Минэнерго, экспортные поставки угля идут на уровне 2019-го. «По нашим прогнозам, в текущем году поставки угля на европейский рынок сохранятся на уровне 2020-го – около 48 млн т, при этом наша доля на рынке Европы чуть подрастет», – говорит директор департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго России Сергей Мочальников.

Уголь есть, только везите

Ранее из-за низких цен на уголь вопрос заключался в том, как загрузить железные дороги на западном направлении. Сегодня – период высоких цен, и эксперты не берутся прогнозировать, сколько он продлится и как долго участники этого процесса смогут получать высокий доход. Мировой рынок сегодня позволяет продать больше угля во всех направлениях, не только в страны Европы. Восточный полигон не может пропустить большого количества поездов. Как следствие, экспортеры вынуждены отправлять уголь в Азию морем через Тамань и Суэцкий канал.

В итоге погрузка угля выросла на Северо-Кавказской дороге на 43,7%. А в структуре экспортного грузопотока на СКЖД доля угля составила 32%. На Северо-Западе в структуре экспортного грузопотока в адрес портов в границах ОЖД доля каменного угля составляет 41,4%. Объем перевозки только на ст. Лужская вырос на 17,3%.

Сегодня вывоз перспективных грузопотоков в порты Северо-Запада и Юга – один из главных вопросов на повестке дня у РЖД и правительства РФ. Резкий рост спроса на провозную емкость, вызванный скачком цен на уголь, подчеркнул неготовность инфраструктуры к улучшению характера угольных перевозок.

На Восточном полигоне, если опираться на показатели года, не все дороги демонстрируют положительную динамику по объему погруженного угля. Неудовлетворенный спрос при перевозке угля на Дальний Восток – основная проблема грузовладельцев угольной продукции. Как отмечают сами перевозчики, развитие такого угольного региона, как Кузбасс, напрямую зависит от логистики.

Секрет стабильного вывоза

По итогам I полугодия соглашение между правительством Кузбасса и ОАО «РЖД» об объемах вывоза угля в восточном направлении было выполнено на 100%, докладывал первый заместитель начальника ЦФТО – филиала ОАО «РЖД» Александр Хатьянов, заверяя, что поручение президента страны о вывозе будет выполнено и по итогам всего 2021-го. Со следующего года власти Кузбасса рассчитывают, что объемы вывоза угля из региона в восточном направлении будут увеличиваться почти на 10% в год, или 5 млн т.

Но ранее, когда перед отраслью новый ориентир был только обозначен – обеспечить к 2024 году в восточном направлении 68 млн т, С. Цивилев заявил, что достижение этих результатов также полностью зависит от железнодорожников. А в министерстве угольной промышленности Кузбасса указали на необходимость выработки оптимальной логистики в соответствии с методикой распределения объемов вывоза угля железнодорожным транспортом в восточном направлении и стабильного вывоза груженых составов OAO «РЖД», отсутствия форс-мажорных обстоятельств и обеспечения грузоотправителями предъявления грузов к перевозке согласно заявленным объемам.

На сегодня в Кузбассе добыто уже 200,7 млн т угля (за январь – октябрь). В западном направлении отгружено 9,5 млн т (-0,2 млн т к уровню 2020 г.), в восточном – 5,4 млн т (+0,3 млн т) и в местном сообщении – 4,4 млн т (-0,6 млн т к 2020 г.). На 1 ноября остатки угля на складах угледобывающих предприятий составили 16,4 млн т (или $4 млрд).

Поймать маржу

Маржинальность деятельности российских угольщиков зависит от наличия у них собственных вагонов и портовых мощностей. Сегодня в попытке ее сохранить собственники вагонов ищут технологические решения, позволяющие снижать издержки и повышать прибыльность работы парка. Например, увеличение количества локомотивов для улучшения движения груженых и порожних составов, формирование тяжеловесных грузовых поездов весом 7,1 тыс. т.

Но сами РЖД придерживаются позиции, что перевозки энергетического угля в восточном направлении не позволяют обеспечить маржинальную безубыточность. По мнению монополии, энергетический уголь в настоящее время имеет самые масштабные тарифные преференции, особенно при перевозках на протяженных маршрутах, и является наименее доходным грузом на сети железных дорог. Но теперь на запад стали везти больше – и дискуссия вокруг скидки на дальние перевозки в этом направлении пока утихла.

Что касается ставок аренды на грузовые железнодорожные вагоны, то сегодня они продолжают расти. В грузоперевозках наиболее востребованным остается сегмент полувагонов. При этом гораздо медленнее растут цены на предоставление цистерн и платформ, а в сегментах крытых вагонов и хопперов подорожание приостановилось.

Вместе с тем, по прогнозам ЦЭП, средняя стоимость перевозки за 2021 год вырастет не так сильно – примерно на 25–30% к прошлому году. Однако доля стоимости железнодорожной перевозки в цене угля на базисе FOB составит около 25%, тогда как в предыдущие годы уровень издержек на перевозку был в диапазоне 30–50% от цены угля.

Подробнее читайте в материале «С востока на запад: новые объемы – новые сложности» в № 23 журнала РЖД-Партнер.

Эти и другие вопросы будут обсуждаться 9 декабря 2021 года на XIX Международной  конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая состоится в г. Москве (Русаковская ул., д. 13, стр. 5, отель «Бородино»). В рамках форума запланировано пять дискуссий, посвященных  дальнейшей стратегии и проблемам развития транспортного рынка, тарифной политике, производству и ремонту вагонов, цифровым технологиям, а также мультимодальным перевозкам. Дополнительная информация по ссылке



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions