+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.09.2025 17:01:30
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В августе на РЖД погрузка снова увяла

Погрузка на РЖД в августе 2025 года осталась в отрицательной зоне: отправлено 92,2 млн т грузов, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Причем следует иметь в виду, что сравнение идет к низкой базе. Поэтому если сравнивать с августом 2023 года, то погрузка снизилась не менее чем на 11%.
В августе на РЖД погрузка снова увяла

Тренды – прежние

Основные тренды в августе текущего года остались прежними. В оценках сложившейся ситуации в экономике у аналитиков ощущались диссонансы.

С одной стороны, в экономике произошли некоторые улучшения. На это, в частности, указывал индекс PMI обрабатывающих отраслей промышленности России: по данным исследования S&P Global, в августе 2025 года он подрос до 48,7 п. (+1,7 п. п. к июлю текущего года) – впервые с начала лета. Аналитики объяснили это выводом на рынок новых продуктов в ответ на сформировавшийся спрос внутри РФ. С другой стороны, в исследовании S&P Global отмечено сокращение притока новых экспортных заказов.

По данным Росстата, индекс предпринимательской уверенности в России в добывающих отраслях в августе 2025 года, с одной стороны, улучшился на 0,2 п. п. по сравнению с июлем на фоне ожиданий оживления выпуска продукции в обрабатывающей промышленности. Но с другой – указанный индекс остался в минусе (-1,9% к аналогичному периоду прошлого года) из-за не слишком благоприятных перспектив по экспорту.

Иными словами, в прогнозах по-прежнему ощущалась волатильность, что в итоге отразилось и на структуре железнодорожных перевозок.

На сети не устают считать «лишние» вагоны

В целом на магистралях стало свободнее. Соответственно, в конце августа грузы перемещались быстрее, чем весной текущего года. Этому способствовали низкая погрузка, а также умеренная активность в ремонтах и строительстве на РЖД.

Значительная часть избыточных вагонов в холдинге переместили в дальние тупики и вторые пути малодеятельных пассажирских станций, воспользовавшись правом отставлять подвижной состав вне перевозочного процесса (без оформления погрузочных документов) на дальние расстояния.

Это частично освободило пути необщего пользования, где осуществляются операции погрузки/выгрузки. Правда, это в основном коснулось избытка платформ и хопперов. А полувагоны по-прежнему по большей части оставались запертыми на путях необщего пользования, что тормозило и отправки сырья.

В целом по сравнению с началом лета на сети меньше предлагали кружных маршрутов. В частности, поэтому грузооборот в августе 2025 года снизился почти пропорционально с погрузкой – на 5% (до 202,4 млрд тарифных т-км). Однако при это перевозчик по-прежнему активно боролся с перемещениями «лишних» порожних вагонов. И грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за тот же период несколько улучшился в динамике, хотя в итоге и уменьшился на 4% (до 251,5 млрд т-км).

Правда, стоит отметить, что перестановки «лишних» вагонов на дальние расстояния при этом увеличили объем маневровой работы. Локомотивы, как маневровые, так и магистральные, чаще отвлекали для отправок порожнего парка в отстой в дальний угол. Это создало некоторое напряжение в обеспечении тягой на отдельных направлениях. Вместе с тем источник, знакомый с ситуацией на РЖД, уточнил, что особых сложностей с обеспечением перевозок локомотивными бригадами не было.

Уголь и нефть подкачали

Снижение погрузки допущено по большинству якорных для сети номенклатур. В частности, уголь просел 4% (до 25,4 млн т). По данным участников рынка, добыча в августе сократилась еще больше.

В частности, губернатор Кемеровской области Илья Середюк проинформировал, что 17 предприятий региона приостановили добычу угля. В «красной зоне» в РФ находятся всего 53 предприятия, включая остановившиеся. По словам эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, в России высокая стоимость добычи и транспортировки угля создает дополнительные трудности.

Снижение добычи в Кузбассе в августе в целом оценивалось участниками рынка на уровне 7–8%. Однако на складах скопились запасы угля, которые потребовалось вывозить, чему способствовало и улучшение мировой конъюнктуры. Выросли продажи угля в Турцию, Индию, Индонезию и Малайзию. Правда, сложности на РЖД не позволили вывести погрузку в плюс.

В августе на 6% снизилась погрузка нефти и продуктов ее переработки. В ОАО «РЖД» по инерции пояснили, что погрузка уменьшилась также в связи с ремонтами на НПЗ. Правда, их волна в августе почти сошла на нет. Но из-за опасения повышения цен на топливо внутри РФ в стране ограничили экспорт бензина. Да и возможности отправок за рубеж временно сузились из-за трансформации логистики под давлением санкций против РФ.

Сказались также последствия атак БПЛА на объекты нефтяной инфраструктуры. В связи с этим некоторые эксперты высказали мнение, что власти, дескать, должны спрашивать у крупного бизнеса за защиту от дронов так же строго, как и за пожарную безопасность.

Прохладная стройка

Погрузка щебня снизилась на 3%. Динамика спада, как и в июле, улучшилась под влиянием заказов со стороны строителей автодорог, но причины спада остались те же, что и в июле.

Как мы и прогнозировали, погрузка цемента в августе ушла вниз глубже, чем в предыдущем месяце. Тренд переключения перевозок цемента на автотранспорт не переломлен.

В недавнем обзоре указывалось: «Соответственно, и прогнозы складываются не очень-то оптимистические. По крайней мере, в ближайшие два месяца погрузка цемента на РЖД не выйдет из отрицательной зоны. На это указывает как спад в потреблении цемента, так и политика железнодорожного перевозчика». Итоги августа подтвердили наихудшие ожидания в отношении погрузки.

Прогнозы негативные

В итоге позитив в августе принесли только две номенклатуры: минудобрения и зерно (+4% по обеим позициям). Причины прироста минудобрений еще предстоит уточнить. А зерно чуть больше пошло на экспорт, как мы и предупреждали, в связи с наполнением хранилищ. Новый урожай потребовалось вывозить за рубеж.

Особое беспокойство вызвал спад в перевозках такой позиции, как «остальные, в том числе грузы в контейнерах»: спад по ним составил 8%. Это коснулось как палетированных, тарно-штучных грузов, так и грузов в контейнерах за счет снижения импорта и транзита.

Как и ранее, сильным остается давление на сеть со стороны автотранспорта. На него активно переключались палетированные и тарно-штучные грузы, контейнеры, цемент, зерно, лес и топливо.

В целом прогноз на сентябрь 2025 года остается неизменным. Мы еще в мае текущего года ожидали спад в первом месяце осени в диапазоне от -5 до -9%. В октябре можно ожидать некоторых улучшений в динамике, но прогнозы на ноябрь достаточно пессимистические.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions