Тренды – прежние
Основные тренды в августе текущего года остались прежними. В оценках сложившейся ситуации в экономике у аналитиков ощущались диссонансы.
С одной стороны, в экономике произошли некоторые улучшения. На это, в частности, указывал индекс PMI обрабатывающих отраслей промышленности России: по данным исследования S&P Global, в августе 2025 года он подрос до 48,7 п. (+1,7 п. п. к июлю текущего года) – впервые с начала лета. Аналитики объяснили это выводом на рынок новых продуктов в ответ на сформировавшийся спрос внутри РФ. С другой стороны, в исследовании S&P Global отмечено сокращение притока новых экспортных заказов.
По данным Росстата, индекс предпринимательской уверенности в России в добывающих отраслях в августе 2025 года, с одной стороны, улучшился на 0,2 п. п. по сравнению с июлем на фоне ожиданий оживления выпуска продукции в обрабатывающей промышленности. Но с другой – указанный индекс остался в минусе (-1,9% к аналогичному периоду прошлого года) из-за не слишком благоприятных перспектив по экспорту.
Иными словами, в прогнозах по-прежнему ощущалась волатильность, что в итоге отразилось и на структуре железнодорожных перевозок.
На сети не устают считать «лишние» вагоны
В целом на магистралях стало свободнее. Соответственно, в конце августа грузы перемещались быстрее, чем весной текущего года. Этому способствовали низкая погрузка, а также умеренная активность в ремонтах и строительстве на РЖД.
Значительная часть избыточных вагонов в холдинге переместили в дальние тупики и вторые пути малодеятельных пассажирских станций, воспользовавшись правом отставлять подвижной состав вне перевозочного процесса (без оформления погрузочных документов) на дальние расстояния.
Это частично освободило пути необщего пользования, где осуществляются операции погрузки/выгрузки. Правда, это в основном коснулось избытка платформ и хопперов. А полувагоны по-прежнему по большей части оставались запертыми на путях необщего пользования, что тормозило и отправки сырья.
В целом по сравнению с началом лета на сети меньше предлагали кружных маршрутов. В частности, поэтому грузооборот в августе 2025 года снизился почти пропорционально с погрузкой – на 5% (до 202,4 млрд тарифных т-км). Однако при это перевозчик по-прежнему активно боролся с перемещениями «лишних» порожних вагонов. И грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за тот же период несколько улучшился в динамике, хотя в итоге и уменьшился на 4% (до 251,5 млрд т-км).
Правда, стоит отметить, что перестановки «лишних» вагонов на дальние расстояния при этом увеличили объем маневровой работы. Локомотивы, как маневровые, так и магистральные, чаще отвлекали для отправок порожнего парка в отстой в дальний угол. Это создало некоторое напряжение в обеспечении тягой на отдельных направлениях. Вместе с тем источник, знакомый с ситуацией на РЖД, уточнил, что особых сложностей с обеспечением перевозок локомотивными бригадами не было.
Уголь и нефть подкачали
Снижение погрузки допущено по большинству якорных для сети номенклатур. В частности, уголь просел 4% (до 25,4 млн т). По данным участников рынка, добыча в августе сократилась еще больше.
В частности, губернатор Кемеровской области Илья Середюк проинформировал, что 17 предприятий региона приостановили добычу угля. В «красной зоне» в РФ находятся всего 53 предприятия, включая остановившиеся. По словам эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, в России высокая стоимость добычи и транспортировки угля создает дополнительные трудности.
Снижение добычи в Кузбассе в августе в целом оценивалось участниками рынка на уровне 7–8%. Однако на складах скопились запасы угля, которые потребовалось вывозить, чему способствовало и улучшение мировой конъюнктуры. Выросли продажи угля в Турцию, Индию, Индонезию и Малайзию. Правда, сложности на РЖД не позволили вывести погрузку в плюс.
В августе на 6% снизилась погрузка нефти и продуктов ее переработки. В ОАО «РЖД» по инерции пояснили, что погрузка уменьшилась также в связи с ремонтами на НПЗ. Правда, их волна в августе почти сошла на нет. Но из-за опасения повышения цен на топливо внутри РФ в стране ограничили экспорт бензина. Да и возможности отправок за рубеж временно сузились из-за трансформации логистики под давлением санкций против РФ.
Сказались также последствия атак БПЛА на объекты нефтяной инфраструктуры. В связи с этим некоторые эксперты высказали мнение, что власти, дескать, должны спрашивать у крупного бизнеса за защиту от дронов так же строго, как и за пожарную безопасность.
Прохладная стройка
Погрузка щебня снизилась на 3%. Динамика спада, как и в июле, улучшилась под влиянием заказов со стороны строителей автодорог, но причины спада остались те же, что и в июле.
Как мы и прогнозировали, погрузка цемента в августе ушла вниз глубже, чем в предыдущем месяце. Тренд переключения перевозок цемента на автотранспорт не переломлен.
В недавнем обзоре указывалось: «Соответственно, и прогнозы складываются не очень-то оптимистические. По крайней мере, в ближайшие два месяца погрузка цемента на РЖД не выйдет из отрицательной зоны. На это указывает как спад в потреблении цемента, так и политика железнодорожного перевозчика». Итоги августа подтвердили наихудшие ожидания в отношении погрузки.
Прогнозы негативные
В итоге позитив в августе принесли только две номенклатуры: минудобрения и зерно (+4% по обеим позициям). Причины прироста минудобрений еще предстоит уточнить. А зерно чуть больше пошло на экспорт, как мы и предупреждали, в связи с наполнением хранилищ. Новый урожай потребовалось вывозить за рубеж.
Особое беспокойство вызвал спад в перевозках такой позиции, как «остальные, в том числе грузы в контейнерах»: спад по ним составил 8%. Это коснулось как палетированных, тарно-штучных грузов, так и грузов в контейнерах за счет снижения импорта и транзита.
Как и ранее, сильным остается давление на сеть со стороны автотранспорта. На него активно переключались палетированные и тарно-штучные грузы, контейнеры, цемент, зерно, лес и топливо.
В целом прогноз на сентябрь 2025 года остается неизменным. Мы еще в мае текущего года ожидали спад в первом месяце осени в диапазоне от -5 до -9%. В октябре можно ожидать некоторых улучшений в динамике, но прогнозы на ноябрь достаточно пессимистические.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



