И наибольшие претензии у грузовладельцев именно к ставкам на полувагоны, которые каждый месяц возрастали. На отдельных направлениях они по сравнению с 2020 годом увеличились в 3 раза, полувагон предлагали за 2600 руб./сут. в аренду.
Некоторые предпочитают искать вагоны на споте и еще летом были вынуждены согласиться на высокие ставки. Только в этом случае можно было найти подвижной состав. Отправитель металлургических грузов сообщил, что ставки аренды на споте за год выросли на 300% (отправной точкой отсчета в данном случае служит планка в 700 руб./сут., иными словами – рост до 2100 руб./сут.). Но и по такой цене не было твердых гарантий подсыла. При этом сложилась парадоксальная ситуация: выполнение обязательств по долгосрочным контрактам у многих грузовладельцев оказалось хуже, чем на споте. «Это подрывает доверие: мы-то поддерживали стабильными заказами операторов, когда на споте ставки были минимальными. А операторам в IV квартале стало невыгодно предоставлять полувагоны по длительным контрактам, где у них обязательства фиксировать цену на определенном уровне. Доходнее было заплатить штраф и увести вагоны туда, где выше ставки (например, около 3000 руб./сут.)», – делится клиент.
Отправители лесных грузов также выражали свое недовольство. Под конец года в лесном секторе все грузовладельцы старались по максимуму реализовать вывоз кругляка хвойных пород (с 1 января 2022 г. на его экспорт введен запрет). В том числе поэтому операторы не стеснялись взвинчивать цены. В IV квартале для тех грузоотправителей, кто связан с отправками на Китай, рост доходил до 25% на Дальнем Востоке.
Впрочем, некоторые операторы в сегменте перевозки лесных грузов все-таки начали ставки снижать. Этот процесс начался еще в III квартале 2021 года, хотя, как предполагала часть клиентов, до апреля 2022-го ставки будут только повышаться. Например, в октябре дешевые вагоны было крайне сложно найти. Владельцы лесных грузов рассчитывают на то, что парка в 2022 году будет достаточно, больше повезут на внутреннюю переработку – и емкость рынка сбалансирует спрос и предложение.
Конечно, в негативной ситуации, сложившейся под конец года, виноваты не только операторы. РЖД перестали справляться с объемами грузоперевозок и взлет ставок возник не на пустом месте, считают отдельные грузовладельцы. «Грузы повсеместно задерживаются, растет оборот вагона, естественно, операторы пользуются сложившимися условиями – и ставки на этом фоне продолжают ползти вверх, – говорит представитель автопрома. – Поэтому у тех, кому вагонов не хватает, сейчас выход один – приобретать подвижной состав самим. Надо быть реалистами».
На 2022 год респонденты также прогнозируют рост ставок.
Справка
«Индекс качества» – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
По результатам анкетирования проводится расчет индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.
В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.
В рамках проведения исследования сформирована экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.
Краткая версия исследования доступна по ссылке.
Узнать о партнерских возможностях:
+7 (812) 418-34-90
Чтобы получить доступ к полной версии «Индекса качества», обратитесь в отдел подписки по тел. +7 (812) 418-34-99 или по эл. почте rasp@rzd-partner.ru.