Хотелось бы сразу уточнить: сама по себе технология не новая. В мире уже давно известны три модификации контейнеров для навалочных грузов. Первый тип – с открытым верхом. Разгрузка производится специальным револьверным спредером, который, вращая, опрокидывает контейнер. Груз высыпается.
Технология для развивающихся стран
Такая технология распространена в странах, где в морских портах нет специализированных балкерных терминалов. В частности, в Австралии, Африке и Латинской Америке. Необходимость подобных решений оправдана еще и тем, что груз вывозят из портов в этих странах преимущественно автотранспортом.
Для Европы навалочные грузы в контейнерах – скорее, экзотика. Револьверные спредеры имеются лишь в некоторых портах, где обслуживают трамповый флот. Например, в Риге.
В РФ револьверные спредеры установлены на подъемно-транспортном оборудовании на причалах ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал». И это – первый подобный опыт.
Второй тип контейнера для навалочных грузов – с боковыми крышками. Его конструкция опять-таки требует особого оборудования, поскольку здесь также необходимо вращение контейнера, но другим способом.
Третья модификация – контейнер с нижними люками. Этот вариант пять лет назад категорически отвергли в ОАО «РЖД», а теперь продвигают как инновационную технологию.
Риски при перевозках
Рассмотрим плюсы и минусы контейнеров с нижними люками. Преимущества – не требуется дорогостоящий спредер на подъемный кран, пояснил технический директор ООО «Морстройтехнология» Владимир Погодин. Уголь разных марок легко хранить раздельно, поскольку контейнер может выполнять еще и роль складской закрытой ячейки.
Однако есть и недостатки. В РФ нет подобного парка контейнеров. Опытный образец представлен ООО «Котта контейнер» (разработками в этом направлении в компании вплотную занялись с 2014 г.). Ранее вагонники ОАО «РЖД» выдали отрицательное заключение, поскольку нижние люки не гарантируют просыпания груза на балласт и шпалы в пути: фитинговые платформы не имеют сплошного пола.
Как вариант, правда, можно использовать некоторые другие типы платформ, на которых допускается перевозка различных грузов, в том числе контейнеров, поскольку предусмотрены фитинги. Однако таких платформ немного. И они в основном используются для доставки леса. Соответственно на сети свободного парка тоже нет.
Были и другие причины, по которым после долгих переговоров в 2017 году получить Местные технические условия на контейнеры с люками от ОАО «РЖД» в ООО «Котта контейнер» не смогли. Переговоры шли очень тяжело, о чем рассказывали эксперты довольно подробно в рамках выставки «Нева-2017».
Нижний люк как инновационное решение
И вот неожиданный поворот: в конце прошлого года контейнер с нижними люками попадает в поле зрения Центра инновационного развития (ЦИР) ОАО «РЖД». Здесь ему присваивают статус инновационного решения, необходимого к апробации и, вероятно, скорому внедрению на сети, отметил заместитель начальника ЦИР Александр Зажигалкин.
И вдруг оказывается, что подобного типа контейнер можно ставить на обычную укороченную 40-футовую фитинговую платформу, которая способна заменить собой хоппер или полувагон. О прежних рисках в ОАО «РЖД» уже не вспоминают, хотя таким способом уже возили не только уголь, но и хлористый калий (по маршруту ст. Соликамск-2 Свердловской дороги – ст. Автово Октябрьской). А это, между прочим, опасный груз.
Контейнеры ООО «Котта контейнер», как утверждают в компании, сертифицированы Российским морским регистром судоходства и адаптированы для российских железных дорог. Однако для их обработки, как выясняется, уже предложен особый спредер.
Таким образом, технология перевозок навалочных грузов в контейнерах представлена. Правда, под нее придется многое делать с нуля: например, заказывать парк контейнеров, спредеров, открывать дополнительно станции по параграфу для операций с контейнерами и соответственно приобретать погрузочную технику на грузовых дворах. Кроме того, перевозка контейнеров на РЖД имеет свою специфику. Так что вносить поправки придется и в организацию работы тяги. К тому же идея переключить подобные грузопотоки в контейнеры фактически означает их перевод в другой тарифный класс. И такой маркетинговый ход – уже тема для отдельной статьи.
Напомним, что эти и другие актуальные для рынка вопросы будут обсуждаться на XVIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 10 декабря 2020 года в г. Москве (отель «Бородино», Русаковская ул., д.5, стр.13). Девиз мероприятия - «Разговор без купюр»
XVIII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» пройдет в формате офлайн при соблюдении необходимых мер безопасности и с возможностью онлайн участия.
В рамках деловой программы мероприятия запланирована пленарная дискуссия на тему «Грузовые перевозки: что ждет участников рынка», два экспертных диалога – «Тарифный вопрос: ожидание и реальность» и «Цифровые технологии: сервис навстречу клиенту», а также две панельные дискуссии: «Из вагона в контейнер, или Как ускорить темпы контейнеризации?» и «Цифровые технологии: сервис навстречу клиенту».
Ежегодно международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции.
Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно здесь, по тел. +7 812 418 34 90 или по эл. почте conf@rzd-partner.ru