+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.12.2022 09:52:13
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузка в ноябре на РЖД продолжила падение

Ноябрь 2022 года вновь увел динамику железнодорожных перевозок вниз: погрузка на РЖД по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 4,1%, до 103,5 млн т.

В ноябре на сети в разные дни действовало три десятка конвенций, и большинство из них было выдано в двух направлениях – в сторону российских морских портов Южного и Дальневосточного бассейнов. Именно там и наблюдалось сгущение экспортных поездопотоков, что в, общем-то, и неудивительно, поскольку именно туда переключилась часть объемов отправок, ранее следовавшая в порты Северо-Запада.

По словам начальника ОЖД Виктора Голомолзина, прежде всего это те отправители, кто до введения санкций заказывали перевозки через сухопутные границы РФ со странами Балтии и Финляндии. Они просели от 30 до 50%.

В меньшей степени пострадали клиенты, чьи грузы следовали через российские морские порты на Балтике, если не считать грузов в контейнерах. В целом заадресация погрузки в их сторону не прекратилась, уточнили в ОЖД.

По словам участников рынка, с российского побережья Балтики успешно перемещаются в направлении стран восточной Африки и Азии – в том числе в Китай. А в целом перевалка в морских портах Северо-Запада, например, за октябрь сократилась менее чем на 2%.

Тем не менее, часть номенклатур, ранее следовавших в ЕС, не может так быстро переключиться на другие маршруты. Поэтому в ноябре на ОЖД вместе с грузоотправителями пытались переориентировать их на восток и юг, а также – на Севморпуть. В связи с этим в ноябре удалось сформировать три десятка новых проектов в сфере трансформации логистики.

В качестве примера можно привести перевозки бумаги в Стамбул через Новороссийск, а также через Владивосток в страны АТР. Постепенно в Санкт-Петербург стал подтягиваться и флот для доставки контейнеров в китайском направлении.

На сети вагоны взяли в оборот

Осень на сети в целом отличалась активизацией усилий, которые принимал перевозчик в борьбе с избыточным парком, а точнее – за сокращение оборота вагонов на сети. В теории это хорошо. На практике это привело к ограничениям на подсыл порожних вагонов издалека.

А значит, с одной стороны, железные дороги освобождались от избытка вагонов, но, с другой стороны, это ограничивало выбор клиентов при подборе подвижного состава в пул для отправки. Внешне это выглядело так: в АС ЭТРАН просто вывешивали запрет на подсыл заказанного парка без объяснения причин. Респонденты в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте отметили также факты, когда тормозился вывоз и уже груженых вагонов на сетевую станцию отправления, если железная дорога получала данные о недостатке провозных способностей в зоне станции выгрузки.

Таким образом, в сентябре с сети заторы перекочевали на пути необщего пользования. Соответственно оборот вагонов на промежуточных станциях РЖД улучшился. Это вызвало всплеск претензий клиентов. В октябре пришлось принимать меры. И оборот вагонов снова замедлился на промежуточных станциях, а пути необщего пользования стали ощутимо свободнее.

Ноябрь закрепил указанный тренд. Все вернулось на круги своя – к брошенным поездам на подходах к портам Юга, сухопутным погранпереходам в с Китаем, а также – морским терминалам, к которым выводит Восточный полигон. При этом рекордсменом по конвенциям стала СКЖД.

Уголь стабилизировался

В ноябре снижение произошло по большинству якорных для РЖД номенклатур – за исключением угля, стройгрузов, зерна и грузов, которые относят к категориям прочих. В этой палитре следует отметить уголь: увеличение в данном случае связано с отложенным спросом. Уголь придерживали в его устремлении на восток, пытаясь вместо него отправлять в указанном направлении высокодоходные грузы.

По-видимому, в ноябре на сети были найден своего рода компромисс. На восток стали больше грузить контейнеров в полувагонах. Соответственно снизились и объемы отправки порожних фитинговых платформ в обратном направлении.

Были начаты опытные перевозки 20-футовых контейнеров с размещением по два в полувагоне. Разрешен способ крепления с деревянными брусками, резиновыми подкладками и надувными мешками для фиксации контейнеров от смещений внутри подвижного состава, который позволил ускорить погрузку.

В общем экспортный уголь смог пробиться на восток в несколько большем объеме. Кроме того, выросли и внутренние перевозки угля. Итог – его погрузка стабилизировалась. Отправлено 31,5, что на 0,1% больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Остается добавить: в ноябре КНР вопреки объявленному энергопереходу на зеленые технологии была вынуждена увеличить потребление угля. Это значит, что из РФ угольщики будут вывозить в Китай столько, сколько пропустит РЖД.

Нефть поплыла на споте

А вот погрузка нефти и нефтепродуктов в ноябре текущего года сократилась до 18,4 млн т, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Рынок, по сути, подал сигнал: если в ЕС установят потолок цены на нефть из России в $62 за баррель, то ее повезут на спот меньше. Следовательно, следует ожидать снижения железнодорожных перевозок нефти.

Этому же будет способствовать повышение пошлина на экспорт нефти из РФ с 1 декабря до $43,3 за 1 т (+$0,6). Сказывается и рост ставок на танкерные перевозки, который, по данным Clarksons, продолжится по крайней мере до конца зимы.

На фоне всех этих новостей добыча нефти в РФ снизилась как октябре, так и в ноябре. Похолодание, правда, судя по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», пока не коснулось экспорта дизтоплива и мазута.

Отмечен также рост перевозок керосина и бензина внутри РФ. Однако это не могло перекрыть падение экспорта нефтегрузов в целом.

Вилочные номенклатуры

В отличие от нефти, в ноябре выросла погрузка стройматериалов – 10,5 млн т (+9,8%, по данным ОАО «РЖД»). Свою роль здесь сыграло увеличение спроса в дорожном строительстве: подрядчики стали запасать щебенку, опасаясь всплеска цен весной следующего года.

При этом жилищное и промышленное строительство впало в стагнацию, что, в свою очередь, вызвало спад на 20% (до 1,6 млн т) в железнодорожной погрузке цемента. Спад мог оказаться и не таким глубоким, но часть грузопотоков, судя по данным, полученным в ходе опросов по Индексу качества услуг на железнодорожном транспорте, клиенты активно переключили на автотранспорт.

Своего рода вилка образовалась и в аграрной группе. Благодаря стечению ряда факторов в ноябре увеличилась погрузка зерна – до 2,6 млн т (+18,8%, по данным ОАО «РЖД»).

Это произошло на фоне послаблений в экспорте, активизации государственных интервенций на внутреннем рынке и отложенному спросу в предыдущие два месяца. Однако в не меньшей степени в ноябре погрузку подстегнуло известие из Минсельхоза России о росте с 30 ноября пошлины на экспорт пшеницы (до 2788 руб./т). В общем экспортеры решили подсуетиться – пока не поздно.

Вместе с тем погрузка минудобрений снизилась до 5 млн т – почти на 9%. И этом несмотря на то, что, по данным, представленным исполнительным директором РАПУ Максимом Кузнецовым, за 10 месяцев текущего года производство азотных и фосфорных удобрений, наиболее востребованных аграриями, выросло в РФ на 6 и 2% соответственно.

Ноябрь также сохранил положительную динамику. Но вот куда в таком случае ушли дополнительные объемы? Очевидно, опять-таки на автотранспорт.

Пока основной спрос на российские минудобрения – внутри РФ. У производителей, впрочем, теплится надежда на то, что в условиях достаточного насыщения внутреннего рынка продукцией, как отметили в РАПУ, в перспективе все-таки появится возможность отправить дополнительные объемы на экспорт.
Пока в РФ на эту тему действуют ограничения. Лишь недавно правительство увеличило квоту на экспорт азотных удобрений – но всего лишь до конца 2022 года.

Металл утяжелил минус

Печальной следует назвать статистику и в сфере ГМК. В частности, погрузка лома снизилась на треть (до 0,9 млн т), железной руды – на 5% (до 9,6 млн т), черных металлов – на 17% (до 5,1 млн т). Причины – те же, что и раньше.

Напомним, что в октябре отправка грузов в контейнерах, по оценкам участников рынка, снизилась до 3,8 млн т (-3,7% к аналогичному периоду прошлого года). Ноябрь также продемонстрировал отрицательную динамику погрузки данной номенклатуры.

Тем не менее, по данным КСТП, прогнозы о тотальном дефиците контейнеров из-за санкций, полном закрытии границ и остановке взаиморасчетов не сбылись. Продолжается поиск новых путей движения средств и товарных потоков.

Однако пока рост погрузки тормозит высокий тариф перевозчика, который вырос по сравнению с 2021 годом почти на треть. Ведь ставки операторов на фитинговые платформы в октябре снизились на 15–21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И в ноябре по сравнению с октябрем текущего года, по предварительным данным, согласно исследованию, которое проводит журнал РЖД-Партнер, они почти не изменились.

Лишь в ноябре перевозчик сообщил о том, что для привлечения грузовой базы по отдельным транзитным направлениям он принимает решения по изменению базовых ставок тарифной политики СНГ. Ранее скидки предоставлялись весьма скупо.

Остается добавить: спад в грузоперевозках в той или иной степени коснулся большинства железных дорог. Усилился рост погрузки, по данным ОАО «РЖД», только в зоне Восточного полигона: на Восточно-Сибирской (+2,3% за январь – ноябрь 2022 г.), Забайкальской (+7%) и Дальневосточной (+6,7%) магистралях.

Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions