+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.10.2023 12:08:22
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузка на РЖД сентябре: нефть в минус, а металлы – в плюс

В целом погрузка на РЖД сохранилась в положительной зоне. Но ее структура осталась волатильной. Был ряд номенклатур, которые толкнули погрузку вверх. Но слишком много якорных грузов потянули ее вниз.
Погрузка на РЖД сентябре: нефть в минус, а металлы – в плюс
В отрицательную зону в сентябре ушла погрузка угля (-3%), нефти и нефтепродуктов (-2%), железной руды (-8%), стройматериалов (-10%), цемента (-12%) и леса (-5%).
По нефтегрузам основное падение, судя по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», пришлось на дизтопливо. В августе его вывоз за рубеж сократился на 47%, в сентябре – еще больше, а в октябре, как ожидается, упадет почти до нуля, поскольку в сентябре Россия объявила о запрете на экспорт большей части дизтоплива из своих портов северо-запада.

Тем самым в правительстве РФ стремятся стабилизировать цены на топливо внутри страны, но позже сняли запрет на «некачественное» дизельное топливо. Речь идет о продукте, который требует дальнейшей очистки.

Аналогичное пике с некоторым лагом по времени повторяет экспорт бензина: от +20% в августе – к минусу в сентябре и октябре. Из всей линейки светлых нефтепродуктов в плюсе остается только нафта, которая составляет основную часть «прочих светлых нефтепродуктов».

Нефть с рельсов уплыла в трубу

Экспорт темных нефтегрузов (за исключением битума) еще с августа оставался в отрицательной зоне. В сентябре текущего года на экспорт из РФ отправлялась преимущественно нефть по трубе, судя по данным трейдеров, на которых ссылаются аналитики Reuters.

В результате запрета экспорта бензина и дизтоплива ожидалось снижение внутренних цен на СПбМТСБ. А если ситуация не изменится, то в правительстве обещали принять жесткие регуляторные меры, сопоставимые с действующими на рынке минудобрений.

Представители нефтяных компаний прокомментировали такое заявление как следствие ошибочных расчетов маржинальности экспортеров. Их в Госдуме захотели заставить поделиться сверхдоходами, но, как оказалось, в кубышке мало что нашлось.

Так что железнодорожный экспорт уменьшился, но все-таки не сходит на нет. Другое дело, что цистерны просто стало сложно отправить на восток: сеть их плохо пропускает.

Уголь добыли в запас

Угля также могли в сентябре отправить на экспорт больше, поскольку мировая конъюнктура к этому располагала. Но вместо этого добытое сырье ушло на склад.
Запасы российского угля в Кузбассе увеличились на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до в среднем 21 млн т в 2023 году, пишет Montel. По данным иностранного издания планы железнодорожных перевозок по некоторым направлениям сокращены.

В телеграм-каналах начальник управления и аналитики СУЭК Игорь Куротченко, в частности, отметил, что непростая ситуация не только у восточных портов, но и на юге, например, в Тамани: там портовые мощности не загружены и наполовину. При этом желание увеличивать отгрузку в Тамань у угольщиков есть, но нет возможности у перевозчика.
Остается добавить: в сентябре основные конвенции на сети вводились едва ли не в равной степени как на восток, так и на юг. Можно было проехать в Усть-Лугу и Мурманск, но эти поставки лимитированы низкой рентабельностью. Ведь основные поставки угля сместились в страны АТР. А через северо-запад экспорта имеет смысл экспортировать только кокс.

Неоптимистическая стройка

По оценкам директора по логистике Segezha Group Андрея Юдина, Дисбаланс экспортных и импортных грузопотоков привел к жесткому дефициту контейнеров в Сибири и жесткому их профициту на Северо-Западе.

В результате экспортерам леса не удалось в полной мере воспользоваться приоритетностью отправок лесных грузов по Восточному полигону – сгорало до 20% выделенных лимитов. Проблема решилась после того, как РЖД разрешили отправлять в составе контейнерных поездов до половины порожнего парка.

Локальные дефициты приводят к скачкам стоимости перевозок. А цене пиломатериалов доля логистики может составлять до 30%.

Сокращение вывоза пиломатериалов на экспорт срикошетило и на погрузке леса на платформах. Спрос на них низкий, поскольку внутренний рынок не особо и растет.
Стройка – тоже в минусе по новым проектам как в сфере жилья, так и объектов промышленной недвижимости. Исключение составляет только сегмент складской недвижимости. Соответственно неудивителен глубокий минус по железнодорожным перевозкам стройматериалов и цемента.

А что в плюсе?

В телеграм-канале перевозчика отмечается прибавка в перевозках черных металлов (+14,9%). По данным трейдеров – сезонная: оптовые склады после распродажи старых запасов пополняют свои ресурсы. Это происходит на фоне некоторых поблажек от производителей и ожиданий дальнейшего роста отпускных цен. Первой ласточкой на данную тему стал рост в сентябре сводного индекса цен по черному металлопрокату в Центе РФ на 13,6%. Причем, вслед за ним в конце сентября пошли вверх практически все учитываемые виды продукции. Наибольший взлет цен – по арматуре (+30,4%), в связи с чем Минпромторг уже заявил о «необъективном росте цен» на данный вид металлоизделий.

Спрос на металл обеспечил прибавку в перевозках промышленного сырья и формовочных материалов по РЖД, но не привел к росту погрузки руды. При этом, правда, увеличилась погрузка металлолома.

Другая позиция для увеличения железнодорожной погрузки – минудобрения (+15%). Она также связана с сезонным фактором: российские аграрии запасались минудобрениями на фоне ограничений их экспорта. Прибавка шла также за счет намерения увеличить нормы внесения удобрений в следующем сезоне.

По данным РАПУ, благодаря этому оказались для перевозчика незаметными потери по экспорт из-за снижения перевалки калийных удобрений через порты Балтии на 34% за 9 месяцев. В сентябре поставки через них практически остановились. Но некоторые объемы еще проходили через Финляндию.

По мнению главы РАПУ Андрея Гурьева, в ближайшие годы российские предприятия значительно расширят свои мощности. Но не в будущем году.

В плюсе на РЖД также осталось зерно (рост в 1,3 раза) – в основном за счет экспорт. Ранее динамика была выше, но в сентябре на юге началась полоса сезонных штормов. Кроме того, в агрохолдинге «Доставка морем» сообщили о запрете провоза биг-бэгов под Крымским мостом, что вызвало в свою очередь перебои с поиском потребного тоннажа.
Рост контейнерных перевозок связан не столько с экспортом, сколько с импортом. При этом ожидается, что новые экспортные пошлины, привязанные к курсу рубля, с 1 октября текущего года должны восполнить дефицит бюджета и сделать более справедливым распределение сырьевой ренты от нефтегазовых компаний.

Однако такое решение может снизить в дальнейшем экспорт угля, металлов, минудобрений. В частности, на рынке уже подсчитали: около 30 млн т экспорта угля (около 10%) вследствие взимания пошлины начнет генерировать убыток. А у экспортеров минудобрений уже с 1 сентября действовала экспортная пошлина в размере 7%, причем без привязки к курсу рубля. Постановление добавляет им еще 3 п. п.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions