• Ставка на полувагон
    2057
    0 %
    руб./сут.
    июнь 2019
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2019Г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.43 0 EUR ЦБ РФ 72.7 0
    BTC 9222.73 usd BTC 592375.95 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.09.2018 09:02:56
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Почему третий этап структурной реформы на ж/д транспорте остается только на бумаге?

Основу российской экономики составляют железные дороги. По протяженности и грузообороту они уступают железным дорогам США и Китая, а по грузонапряженности – только инфраструктуре КНР. РЖД занимают около 40% от совокупного объема грузовых перевозок в стране – крайне высокий показатель по мировым меркам. Так же, как и в КНР, Индии и Украине, Российские железные дороги находятся под управлением монополии.
Почему третий этап структурной реформы на ж/д транспорте остается только на бумаге?
Рынок железнодорожных перевозок России претерпел серьезные изменения со времен распада Советского Союза в 1991 году. Программа первого этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте, запущенная в 2001 году, привела к созданию государственного акционерного общества, под управление которого была передана железнодорожная инфраструктура РФ. Далее последовало создание дочерних компаний и широкомасштабный процесс приватизации подвижного состава. 

Изначально план реформы железнодорожной отрасли содержал в себе еще один, третий этап, переход к которому был запланирован на 2006–2010 гг., но до сих пор не осуществлен. В 2001 году Николай Аксёненко, Борис Лапидус и Александр Мишарин в книге «От реформы к реформе» обозначили будущее железнодорожного рынка следующим образом: «Развитие частного парка магистральных локомотивов <…> Развитие конкуренции в грузовых и пассажирских перевозках на дальние расстояния <…> Требуется создание нескольких конкурирующих вертикально интегрированных железнодорожных компаний».   

Однако на текущем этапе конкурентная среда оказалась неполноценной. Правительство РФ и руководство ОАО «РЖД» стоят перед ответственным выбором, и затягивание перехода к третьему этапу не находит большого понимания среди игроков рынка. Остановка на середине пути сдерживает большой поток частных инвестиций, крайне необходимых для отрасли. 
Все три этапа утвержденной модели реформы на железнодорожном транспорте были сформированы на основе международного опыта:

• Передача рынка операторских услуг в частный сектор, по аналогии с Великобританией и Швецией (соответствующие условия установлены антимонопольным органом ЕС);

• Недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре для независимых перевозчиков с сохранением вертикально интегрированной железнодорожной компании; 

• Горизонтальное разделение: наличие нескольких вертикально интегрированных железнодорожных компаний, конкурирующих между собой на одинаковых маршрутах. Такая система действует в США и Мексике. 

Однако железнодорожная катастрофа в Хатфилде (графство Хартфордшир, Великобритания) 17 октября 2000 года убедила руководство ОАО «РЖД» в том, что нескольких владельцев железнодорожной инфраструктуры быть не должно. Тогда в начале XXI века неисправное состояние железнодорожного пути спровоцировало сход междугороднего поезда вблизи от станции Хатфилд. Инцидент унес жизни четырех человек. Проблемы с последующим обслуживанием инфраструктуры у частной железнодорожной компании Railtrack, отвечавшей за участок пути между Лондоном и Хатфилдом, и ее банкротство подкрепили доводы ОАО «РЖД». Впрочем, активных сторонников разделения железнодорожной инфраструктуры между несколькими независимыми компаниями в России не было. Приверженцев развития железнодорожного рынка по западной модели обвинили в намерении ослабить боеготовность России. Исследование на эту тему, опубликованное в 2013 году, предположительно организованное при участии ОАО «РЖД» и Российского союза промышленников и предпринимателей, также было направлено на дискредитацию данной идеи. 

То, что удалось отстоять реформаторам – это возможность для некоторых железнодорожных операторов пользоваться собственным локомотивным парком. В число таких транспортных компаний входят Globaltrans, «Трансойл» и ООО «Балттранссервис». Но частная локомотивная тяга на сети ОАО «РЖД» – исключение из правил. Сторонники продолжения реформы на железнодорожном транспорте выступают за полноценный допуск на сеть частной локомотивной тяги, чтобы уравнять конкурентные условия между ОАО «РЖД» и другими перевозчиками. 

Важно не забывать, что либерализация доступа независимых перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре способствует притоку частного капитала, направленного на расширение и совершенствование железнодорожной сети. В США и Канаде уже несколько десятилетий, а в  Мексике – после структурных реформ 1990-х гг. частные железнодорожные компании вложили десятки миллионов долларов в развитие железнодорожной сети.   
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

В Дании открыли высокоскоростную железную дорогу, но поезда по ней не ходят. Не будет ли такого с Rail Baltica?

В Дании открыли высокоскоростную железную дорогу, но поезда по ней не ходят. Не будет ли такого с Rail Baltica?
Совсем недавно в Дании открыли участок высокоскоростной железной дороги. Но поездов на этой линии нет и, как ожидается, не будет в ближайшие пару лет из-за несоответствия техническим данным имеющихся в наличии поездов. Представители Rail Baltica обещали извлечь из этого урок и сделать все возможное, чтобы сразу после завершения строительства балтийской железнодорожной ветки по ней начали курсировать долгожданные высокоскоростные поезда. Об этом пишет русская версия эстонского портала Delfi со ссылкой на издание Arileht.
РЖД-Партнер

К чему приведет изменение тарифов на порожний пробег полувагонов – к повышению эффективности работы парка, стоимости перевозок или росту доходов?

К чему приведет изменение тарифов на порожний пробег полувагонов – к повышению эффективности работы парка, стоимости перевозок или росту доходов?
ОАО «РЖД» предлагает снизить тариф на порожний пробег полувагонов на расстояниях до 2,4 тыс. км на 12%, но повысить на 15% при более дальних перевозках. Параллельно предлагается дать скидку в 5% на порожний пробег при перевозках, оформляемых через ЭТП. Повысит ли это оборот вагона и эффективность работы парка?
РЖД-Партнер

Тарифы на перевозку металла: уравниловка в свою пользу

Тарифы на перевозку металла: уравниловка в свою пользу
Предложения ОАО «РЖД» по возможному уравниванию тарифов при перевозке сырья для металлургической промышленности (руды и кокса) и готовой продукции (металлов), которые были выдвинуты в апрельском письме госкомпании в ФАС за подписью первого заместителя генерального директора Вадима Михайлова, находятся в русле усилий монополии по сохранению устойчивости собственного финансового положения. Как отмечают в самом акционерном обществе, с момента последней редакции Прейскуранта № 10-01 структура грузооборота РЖД серьезно изменилась, а высокодоходные грузы уступили место низкодоходным. В силу этого в компании предлагают к 2025 году создать новую версию Прейскуранта, а до наступления этого срока перераспределить часть доходов экспортеров в пользу перевозчика.

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort