+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.08.2022 17:23:43
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Нешуточные страсти Индекса качества

Общая величина Индекса в II квартале 2022 года по сравнению с предыдущим кварталом выросла на 1 балл (с 57 до 58). Однако внутри этого почти стабильного на протяжении последних четырех кварталов показателя бушуют нешуточные страсти.
Показатель «стоимость услуг РЖД» снизился с 50 в I квартале до 40 в II квартале. Уровень в 40 баллов – это рекордно низкий показатель за период с 2016 по 2022 год. Никогда за всю историю наблюдений рынок не относился так негативно к тарифной политике РЖД.

И это неудивительно. В этом году тарифы ОАО «РЖД» повышались дважды. Сначала с 1 января 2022 года – на 6,8% (в том числе 5,8% – сама индексация и 1 п. п. – увеличение дополнительной целевой надбавки на компенсацию расходов по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с 2% до 3%). А затем, с 1 июня 2022 года, тарифы РЖД были повышены еще на 11% по отношению к уровню января – мая 2022-го. Таким образом, рост тарифов РЖД к уровню прошлого года составил 18,6%.

Отмечу, что с момента вступления в силу действующего Прейскуранта № 10-01 (2003 г.) рост на 18,6% является рекордным (за исключением 2008 г., когда в течение года было три индексации).
С другой стороны, есть ряд показателей, по которым участники рынка продемонстрировали рост удовлетворенности. Например, «стоимость услуг компаний-операторов».
В комментарии к Индексу по итогам I квартала я отмечал, что тренд на ухудшение этих оценок должен в ближайшее время смениться ростом оценок по этому параметру, поскольку ставки операторов находились перед началом другой, новой тенденции – стабилизация вместо роста c последующим спадом.

Так и случилось. В июне и июле 2022 года ставка аренды полувагона (для долгосрочных контрактов) снизилась по отношению к уровню декабря 2021-го и января 2022-го. Это снижение, по данным издания «Промышленные грузы», составило 10% (с 1650 руб. в марте до 1500 руб. в июне).

На рынке спотовых перевозок происходил похожий процесс, только еще более ярко выраженный. Рост спотовых ставок, который наблюдался в январе – марте текущего года, сменился на тенденцию к снижению. Так, если в марте и апреле спотовые ставки находились в диапазоне 2200–4000 руб. (в апреле по отношению к марту рост отсутствовал), то в мае они находились уже в диапазоне 2000–3600 руб., а в июне – в диапазоне 1600–3000 руб. за вагон в сутки. Таким образом, к июню средние спотовые ставки снизились на 26% относительно показателя марта 2022-го.

Таким образом, и спотовые ставки оперирования, и ставки долгосрочных контрактов в II квартале 2022 года продемонстрировали тенденцию к снижению, что положительно повлияло на соответствующий показатель.
Еще одним важнейшим параметром, динамика которого продемонстрировала рост, является параметр «наличие вагонов». Рост этого показателя на 3 балла к предыдущему кварталу, по-видимому, сигнализирует, что времена, когда грузоотправители жаловались на дефицит, прошли.

Так, общий парк вагонов в марте 2022 года, по данным РЖД, составил 1251,1 тыс. ед., а рабочий парк – 1058,9 тыс. ед. В июне общий парк достиг 1256,8 тыс. ед., а рабочий – 1074 тыс. ед.

Рост на 15 тыс. ед., с одной стороны, не очень велик, но с другой – этот рост стабилен и непрерывен в последние годы, что постепенно растворяет проблему дефицита вагонов. Сегодня на сети фиксируется устойчивый профицит как по данным операторов, так и по данным РЖД (хотя сама величина этого профицита, по разным оценкам, различна).

В целом опросы грузоотправителей не только соответствуют динамике парков, но и вполне вписываются в экспертные прогнозы, высказанные ранее в рамках предыдущих комментариев проекта «Индекс качества».
Здесь необходимо отметить один важнейший аспект. Сокращение дефицита и увеличение профицита вагонов стали следствием того, что регуляторы не стали регулировать ставки предоставления вагонов и ценовой сигнал о повышенной потребности в вагонах дошел до операторов, которые начали активно ремонтировать отставленный подвижной состав и выводить эти вагоны на рынок. Если бы регуляторы совершили фатальную ошибку и ввели регулирование ставок операторов, то ликвидация локальных дефицитов проходила бы существенно более медленно и грузоотправители по-прежнему жаловались бы на дефицит вагонов в той же степени, как в II–III кварталах 2021 года.

Таким образом, именно то, что регуляторы не совершили ошибку и не стали регулировать ценообразование на рынке операторов, позволило рынку самостоятельно решить проблему дефицита и привело к росту удовлетворенности грузоотправителей показателем «наличие вагонов».

И в завершение отметим одну немаловажную черту рынка сегодня: те параметры, по которым мы видим рост удовлетворенности потребителей, – это параметры, зависящие от работы и ценовой политики частных операторских компаний, а те параметры, которые ухудшают общую оценку удовлетворенности качеством работы железнодорожной отрасли, – это параметры, зависящие от монополии. И это подсказывает нам ответы на вопросы: нужно ли пытаться распространить монополизм на участников рынка, нужно ли централизовать управление вагонными парками в руках РЖД, нужно ли контролировать ценовую политику операторов?
Очевидно, что удовлетворенность потребителей – именно там, где есть конкуренция и частные компании. Не нужно предлагать убить то положительное, рыночное, что сегодня есть в железнодорожной отрасли, как это предлагают некоторые эксперты, тоскующие по временам дефицита и советским очередям.

Фарид Хусаинов, эксперт НИУ ВШЭ, к. э. н., доцент РОАТ РУТ (МИИТ)

Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом. Распространяется среди подписчиков журнала РЖД-Партнер, в том числе руководителей ОАО «РЖД», отраслевых ассоциаций, органов государственной власти.

Предлагаем воспользоваться возможностями исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте» за II квартал 2022 года для доведения до целевой аудитории ваших реальных и потенциальных клиентов информации об услугах или продукции вашей компании.
По вопросам размещения рекламно-информационных материалов в рамках исследования обращайтесь в отдел рекламы по электронной почте reclama@rzd-partner.ru или по тел. +7 (812) 418-34-90.

Краткие версии исследования здесь.

Полная версия выпуска исследования за II квартал 2022 года доступна в личном кабинете.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions