Взгляд из кабинета
Экспериментально-правовые режимы (ЭПР) дают возможность бесшовного перехода от подтверждения эффективности правового механизма до изменения общего регулирования. Об этом директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России Владимир Волошин заявил в ходе сессии «Цифровой суверенитет в госуправлении» Форума информационных технологий Info Space 2024. С его слов, ведомство получило более 100 заявок на ЭПР. Работа по многим из них находится в активной стадии, подчеркнул Волошин, к концу года, по плану, введут еще не менее семи новых программ.
«Наращивать количество экспериментов позволят изменения в 258-ФЗ: до 50 дней сократится минимальный срок установления ЭПР, а соответствующий статус будет присваиваться одновременно со вступлением в силу соответствующего акта правительства. Изменения в 258-ФЗ прошли первое чтение в феврале этого года, сейчас мы готовимся ко второму чтению, надеемся на рассмотрение в ближайшее время», – сказал он, добавив, что сокращение сроков рассмотрения позволит оперативнее внедрять новые перспективные разработки во всех отраслях экономики, содействовать ее цифровой трансформации.
По словам Владимира Волошина, ЭПР позволяют смещать фокус внимания с точечных регуляторных вопросов отдельных компаний на решение комплексных отраслевых проблем. Инициаторами проверки задач и гипотез в рамках эксперимента должен быть не только бизнес, но и профильные министерства, сказал Волошин, такой подход позволит ускорить масштабирование решений, подтвердивших свою эффективность. Инструмент ЭПР сделал возможной реализацию данных программ, несмотря на наличие 150 действующих правовых барьеров, подчеркнул Владимир Волошин.
Взгляд из кабины фуры
Эксперимент по перевозке грузов на беспилотных грузовиках между Москвой и Санкт-Петербургом реализуют по трассе М-11 «Нева». Груз посредством беспилотных автомобилей везут ПЭК, «Магнит», X5 и ряд других логистических компаний. Участники эксперимента говорят, что перецепка с классического тягача на автономный происходит дважды: сначала при въезде на трассу М-11, а затем – на съезде с нее. Если движение беспилота станет непрерывным, то компании надеются на сокращение себестоимости перевозки на 10%, об этом рассказал директор по транспортной логистике ПЭК Игорь Алексашов. Во-первых, произойдет экономия на оплате труда, во-вторых, запуск беспилотных грузовиков сокращает время доставки между Москвой и Санкт-Петербургом с 20 до 10 часов, ведь беспилотникам не требуется перерыв каждые 4,5 часа.
Участники рынка оговариваются: сейчас движение беспилотных грузовиков осуществляется с использованием водителей-испытателей, так как участок трассы около Твери еще не достроен. Для дальнейшего развития проекта важно обеспечить непрерывное управление автомобилем без водителя на всем протяжении трассы.
«Это станет возможным только после завершения строительства всех участков обхода Твери, которое, по словам первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, запланировано на 2024 г. Пока часть пути грузовик проходит через населенные пункты, а значит, управление берет на себя водитель», – говорит Алексашов.
Кроме того, переход на беспилотные перевозки также требует от участников рынка высоких капитальных затрат на оснащение машин автопилотом (не менее 1 млн руб. на единицу подвижного состава). Надежды на экономию могут не оправдаться, так как после завершения экспериментального режима и перехода к полноценным беспилотным перевозкам операторы могут поднять тарифы на эти услуги.
Запуск тестовых поездок на беспилотных грузовиках по М-11 утвердили в конце октября 2022 года. ЭПР распространили на Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую, Тверскую и Новгородскую области. По плану в 2024 году на трассу М-11 выйдут уже 50 беспилотных грузовиков.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.