Технологическое лидерство в производстве стальных рельсов и аналогичной металлопродукции принадлежит японским и западноевропейским металлургическим компаниям. Сейчас во всем мире рельсы выпускает весьма небольшое число заводов, а технологией изготовления современной рельсовой продукции, соответствующей наиболее жестким требованиям стандартов западноевропейского (UIC) и американского (AAR) рынков, располагает лишь несколько ведущих японских, европейских и американских компаний. До последнего времени отечественные рельсы отставали от лучших мировых аналогов по геометрическому качеству и длине, а также по ряду других показателей. Так, согласно исследованию, ресурс японских и французских изделий вдвое превышал возможности отечественных рельсов.
Но время точит не только камень, но и металл. Сегодня на российском рынке рельсового проката работает не одна компания. Крупнейшие игроки – ПАО «Мечел» и «Евраз». Они запустили производство 100-метровых рельсов повышенной прочности. Борьба между двумя заводами за выпуск уникального для нашей страны продукта началась еще в 2007–2008 гг. С переменным успехом то одна компания, то другая одерживала верх. Во всем мире железные дороги находятся в жесткой конкурентной борьбе с другими видами транспорта и оставаться востребованными они могут, лишь организовав высокоскоростное пассажирское и тяжеловесное грузовое движение. Именно в рельсах для этих видов перевозок сейчас есть потребность. «Ключевой характеристикой для заказчиков остается эксплуатационная стойкость изделий. В связи с этим усилился и контроль за их производством. Сейчас каждый рельс подвергается сплошному неразрушающему контролю внутренних и поверхностных дефектов, а также геометрических параметров. Наряду с применением современного оборудования и технологий необходимо строжайшее соблюдение всех требований», – комментирует заместитель управляющего директора «Евраз ЗСМК» по технологии рельсового проката Геннадий Юнин.
Стратегия в помощь
Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года предусматривает увеличение грузоподъемности составов и скорости их движения. И без должного улучшения качества рельсов данная задача будет трудновыполнима. Но пока развитие рельсовой науки и техники происходило в догоняющем режиме. В частности, долгие годы ориентиром служили японские рельсопроизводители. Однако в 2014 году импорт рельсов в Россию полностью прекратился. На данный момент возможности отечественных производителей не только удовлетворяют спрос российских заказчиков, но и позволяют успешно наращивать экспортные продажи. Основным потребителем рельсовой продукции в РФ является ОАО «РЖД». Только за первую половину 2016-го компания закупила 464,8 тыс. т рельсов, что составляет почти 74% от общего объема закупки данного вида продукции за весь прошлый год (628,4 тыс. т). Причем ООО «ЕвразХолдинг» за 6 месяцев 2016 года поставило 364,8 тыс. т, ПАО «Мечел» – 100 тыс. т. Всего в соответствии с достигнутыми договоренностями с производителями ОАО «РЖД» в текущем году ожидает поставку 875,5 тыс. т рельсов, в том числе 655,5 тыс. т от ООО «ЕвразХолдинг» и 220 тыс. т от ПАО «Мечел».
Новые рельсы применяются как для строительства железнодорожной сети, так и для ремонта действующих отрезков. Для укладки на особо грузонапряженных или высокоскоростных участках пути используются дифференцированно-термоупрочненные рельсы длиной 25 и 100 м. «С учетом планов по развитию рельсового транспорта не только в России, но и за ее пределами есть возможность экспортировать отечественные рельсы. В первую очередь в страны СНГ. Достаточно вспомнить то, как развивались железные дороги и трамваи в СССР. Понятно, что конкуренция на мировом рынке высокая, однако и в других странах рельсы из России могут найти сбыт. Отечественные производители осваивают новые технологии и могут выпускать продукцию, отвечающую самым строгим требованиям», – полагает Д. Баранов.
Развитие экспорта не за горами
Кроме того, по словам Г. Юнина, можно выделить несколько регионов, где идет активное развитие новых железнодорожных проектов: Юго-Воcточная Азия, Латинская Америка, Африка, Ближний Восток. Эти рынки наиболее перспективны для поставок рельсов, так как не имеют собственных производителей этой продукции. «Евраз» начал промышленные поставки рельсов за рубеж в 2015 году. Первым клиентом стали бразильцы. В 2016-м мы нарастили экспортные продажи более чем на 50% по сравнению с 2015-м. Всего в текущем году планируем поставить за границу около 100 тыс. т рельсов, а в следующие год-два поставки могут возрасти до 150 тыс. т», – делится опытом представитель компании. На данный момент отечественные рельсы отправляются в Азию, Африку, Латинскую Америку, на Ближний Восток, а также в страны СНГ и Балтии.
Ученые и аналитики убеждены, что сегодня необходимо внедрять в эксплуатацию рельсы повышенной износостойкости и контактно-усталостной прочности. По словам участников отрасли, при создании принципиально нового предложения на рынке рельсовой продукции необходимо решать множество вопросов, связанных с промышленной реализацией, разработкой нормативной документации и сертификацией изделий. Кроме того, нужна реализация полного производственного цикла – от рельсового проката до термической обработки рельсовых плетей. Именно так можно будет достичь максимально возможного экономического эффекта и высокого уровня качества продукции.
Подробнее материал «Рельсы российской закалки» читайте в № 18 «РЖД-Партнер»