Около 100 млн пассажиров ежегодно покупают железнодорожные билеты, причем чаще пассажир садится в поезд, чтобы совершить поездку в служебных целях, об этом заявляют участники Международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение. Экспо», который завершился в минувшие выходные. Для современного пассажира важны время поездки и комфорт. Запросы пассажира, как показывает исследование ФПК, соответствующие – индивидуальные столики, а также как обычные розетки, так и розетки с USB и доступ к сети интернет на всем пути следования. Требуются во время путешествия и микроклимат: индивидуальные регуляторы температуры и освещения. Есть и запросы по питанию в пути: пассажиры требуют или персональное меню, или вендинговые автоматы, а также доставку еды к поезду. Запросы перевозчик удовлетворить способен, об этом говорит Владимир Пястолов, генеральный директор Федеральной пассажирской компании, выступая на Международном салоне. Сервис по доставке готовой еду к вагону реализован на 63 станциях, по данным на конец августа услуги оказывают 88 предприятий общественного питания. Концепция общественного питания реализована в 19 поездах на базе 30 вагонов-бистро.
«В ближайшие полгода их число удвоится, с учетом приобретения вагонов-бистро, которые уже выходят с завода», — говорит Владимир Пястолов.
В этом году пассажирский железнодорожный перевозчик запустил новую услугу: заказ носильщика, причем не в момент схода с поезда, как было ранее, а еще в пути. По данным за неполные восемь месяцев услугой воспользовались свыше 4 тыс. человек, а это значит, услуга востребована, отмечает Пястолов. Собственно исследование ФПК показывает, пассажир, в среднем, преодолевает 840 км. Итого, в поезде проводит около 13 часов. Среднестатистический пассажир – это, зачастую, активная женщина в возрасте 25-45 лет. И главное, современный пассажир не хочет просто ехать в поезде, подчеркивает Владимир Пястолов, он, входя в вагон поезда, намерен путешествовать, пусть даже в служебных целях. Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры, подтверждает это заявление, железнодорожный транспорт уникален тем, что в отличие от самолета и автобуса способен ответить даже на такой запрос, так как может обеспечить человеку личное пространство: кабинет, душ, спальное место.
«Человек, входя в пассажирский вагон, продолжает заниматься бизнесом, есть, то есть живет обычной жизнью», — говорит В. Косой.
Поезд современный
Генеральный директор Федеральной пассажирской компании подчеркивает, нормативный срок службы пассажирского вагона – 40 лет, но средний возраст вагона, работающий на сети, – 17,3 года.
«Нам удается не достигать совершеннолетия», — добавляет он.
На железнодорожной сети не предусматривались вагоны с детскими игровыми комнатами, но, оговаривается Владимир Пястолов, только до 2021 года. В тот год на сеть вывели первую партию в 51 вагон, на следующий год их число увеличилось до 176, а в 2023 – уже 198. То есть за два года железнодорожных вагонов только для детей и их родителей стало в 3,5 раза больше. Доля вагонов с душем выросла в пять раз с 2010 года, до 13,3%.
Вагоны, оборудованные душевым модулем, есть в более чем в 200 поездах ФПК, подчеркивает Владимир Пястолов. Доля вагонов, в которых есть кондиционирование воздуха, за последние 13 лет удвоилась, до 90%. Доля вагонов с экологически чистыми туалетами, работающими в любое время, вне зависимости от санитарной зоны, увеличилась за 20 лет в 3,6 раз, до 82%. Пассажирская компания реализует два способа по обновлению подвижного состава. Первый – покупка новых вагонов. Ежегодно ФПК приобретает не менее 500 вагонов. Такой объем «позволяет держать темпы прироста сервисных функций». Но есть и второй способ. В этом году компания впервые начала апгрейд вагона в рамках тяжелого вида ремонта второго уровня – КР2. Капитально-восстановительный ремонт проводится при достижении вагоном 28 лет.
«С этого года мы перешли на обновление интерьера и насыщение вагона новыми потребительскими характеристиками дважды за нормативный срок службы вагона. Такого никогда не было. В том году получим 20 первых таких вагонов. В следующем году их число удвоится – это позволит активно реагировать на запросы потребителей», — говорит В. Пястолов.
Полноразмерный макет вагона СВ, который выведут на сеть после такой модернизации, представили на Международном железнодорожном салоне. Главная особенность, по мнению РЖД-Партнера, раковина внутри купе, она скрыта под откидным столиком. В купе также предусмотрен глубокий шкаф для одежды, сейф, экраны мультимедийной системы. И главное, в вагоне с вертикальной компоновкой спальных мест обещают разместить душевую кабину и гладильные помещения.
«Это все позволяет после 13 часов поездки выйти из вагона свеженьким и готовым к работе и отдыху: сорочка поглажена, пассажир отдохнувший и все в порядке», — говорит В. Пястолов.
Ширина спальных полок увеличена до 90 см, поэтому на такой полке будет комфортно и крупным пассажирам, глава ФПК говорит, что сделано это по многочисленным просьбам потребителей железнодорожных услуг. Реализована концепция «объединенного купе»: два места разделены дверью, которую можно как держать открытой, если в купе едет семья или друзья, или закрытой, если едут незнакомцы. В ФПК уверены, уже в будущем году такие вагоны будут востребованы.
Есть изменения и в плацкарте: в одноэтажных вагонах габарита Т тоже улучшена эргономика – здесь к ширине прохода в вагоне прибавили по 4 см, то есть пассажирам не придется идти боком. Да и ноги не будут свисать с верхних полок: к длине поперечного спального места прибавили по 20 см, а к ширине – по 3 см, «боковушки» тоже увеличились в размерах: к ширине прибавили 4 см, а к длине 12 см. Спальные места плацкартного вагона после модернизации оборудуют индивидуальными воздуховодами, светильниками и, такого никогда не было - шторками. То есть пассажиры плацкартного вагона, впервые, смогут закрыться от посторонних взглядов. Но на сеть обновленные вагоны габарита Т выйдут только в следующем году, использовать их будут в поезде «Красная стрела». А через год, в 2025 году, а железнодорожную сети выйдут капсульные вагоны. В компании уверены, капсульный тип интересен для мам, путешествующих вместе с детьми. Концепция «Мама+» предусматривает увеличение ширины полки для комфортного размещения матери и ребенка на одном спальном месте.