+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.02.2022 10:10:58
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Экспорт угля из России имеет перспективы роста до 2024 года

Экспорт угля из РФ имеет хорошие перспективы роста, по крайней мере до 2024 года. И не исключено, что благоприятная для отечественных угольщиков конъюнктура сохранится до 2030-го, – к такому выводу пришли участники конференции «Уголь России 2022. СНГ и глобальные рынки».
По данным аналитиков агентства «Аргус», мировые цены на уголь в прошлом году зашкаливали. И это обстоятельство в первую очередь стимулировало рост предложения. Перспектива на 2022–2024 гг. просматривается благоприятная.

В целом она в чем-то схожа с положением дел после кризиса 2008 года, когда мировая экономика выходила из кризиса. Правда, есть и свои нюансы. В частности, сейчас цена на сжиженный газ растет намного быстрее, чем на уголь.

Это внесло явные поправки в прежние прогнозы: если посмотреть на прогнозы Всемирного банка, сделанные в 2019 году, то они окажутся заниженными, если сравнивать с I кварталом 2022-го, примерно вдвое. В дальнейшем свою поправку может внести углехимия. Пока мало кто берет в расчет данное направление в структуре потребления угля.

Причина ошибки аналитиков Всемирного банка – в появлении трех черных лебедей в виде высоких цен на сжиженный газ, необычно холодной зимы в странах Азии и Атлантики, а также нехватки воды для ГЭС и ветра для ветряной генерации в ряде стран. В итоге – всплеск спроса на уголь в 2022 году.

Кроме того, пандемия и экономические трудности в Индонезии привели к сокращению предложения угля на мировом рынке. В результате появившуюся нишу заполнил российский экспорт.

Чего ждем в ближайшие годы?

В текущем году ожидается снижение динамики его прироста. Тем не менее остается нива для увеличения поставок, по крайней мере до 2024 года. Однако, как признали представители угольщиков и Минэнерго России, ограничителем здесь будет инфраструктура РЖД.

Однако Россия не единственная страна, где железные дороги являются ограничителем экспорта. Вопрос в том, как с этим справятся конкуренты на мировом рынке из других стран. Многие просто опасаются вкладываться в подобные проекты, поскольку на повестке дня глобальной экономики – декарбонизация.

Но она же ведет к поддержке высоких цен на сжиженный газ. И многое будет зависеть от того, как будет развиваться инфраструктура для его сжижения и морская составляющая для перевозок СПГ. Баланс цен пока мало предсказуем.

Известно лишь два более-менее стабильных тренда. Первый – рост потребления угля в странах Атлантики (прежде всего в Индии) и сохранение потребности в угле в ряде стран ЕС на фоне того, что в Германии сократится генерация АЭС в 2022 году вдвое по сравнению с 2021-м, а в дальнейшем здесь планируют и вовсе отказаться от АЭС. Частично предполагается свернуть атомную генерацию и во Франции.

Сопоставление спроса и предложения заставляет сделать вывод о том, что в ЕС сохранится дефицит газа, полагают аналитики «Аргуса». Без угля ряду стран будет сложно обойтись, по крайней мере до 2024 года. Покупатели, в том числе в Германии, будут поддерживать спрос на уголь из РФ.

Сценарий, внушающий оптимизм

Директор департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Министерства энергетики РФ Сергей Мочальников видит сохранение прироста спроса на российский уголь и до 2030 года. Даже весьма скромный сценарий прогнозов позволяет утверждать, что востребованность угля в странах АТР к 2030-му увеличится до 1119 млн т, что на 5%, или на 50 млн т, больше уровня 2019 года.

Правда, при этом произойдет снижение предложения от добычи к этому же периоду в других странах до 840 млн т, что на 229 млн т меньше, чем в 2019-м. Одна из причин – высокие риски финансирования развития и модернизации угледобывающих предприятий в целом ряде стран.

Таким образом, сформируется пространство для конкуренции стран – производителей угля, которые останутся на рынке. В РФ, наоборот, на данный момент располагают достаточными ресурсами для продолжения добычи угля. При этом для разработки месторождений требуется меньше ресурсов, чем некоторым другим крупным игрокам.

Соответственно приоритетом для РФ останется рынок угля стран АТР, хотя там спрос на уголь в целом и сократится. Однако спрос на российские угли – как на энергетические, так и на металлургические – будет расти до 2030 года, ожидают в Минэнерго России. Что касается стран ЕС, то экспортеры из РФ вполне способны здесь удержать стабильные объемы поставок как минимум до 2024 года.

А дальше доля угольной генерации в ЕС продолжит снижаться. Если, конечно, зимы (как это уже было в 2021–2022 гг.) не внесут поправки в европейские планы.

Доля РФ в мировом экспорте угля растет

Таким образом, для РФ создаются условия для наращивания присутствия на мировом рынке. Такой вывод сделан из анализа динамики доли РФ в международной торговле углем.

В 2021 году ее доля составила 16,3%, что на 5,3 п. п. больше, чем было в 2010-м. Это произошло несмотря на все колебания в объемах продаж. При этом доля российского угля в общих мировых поставках в страны АТР достигла 12% (+8 п. п. к 2010 г.).

Весьма показательно, что экспорт российского угля в 2021 году в целом увеличился, хотя по сравнению с 2020-м объемы его закупок в странах АТР несколько сократились, вернувшись на уровень 2019 года.

«Возможностей для отечественных угольщиков много», – считает С. Мочальников. Но есть и свои ограничения: доходность ряда угольных компаний в РФ снижается. Примерно половина добывающих компаний в 2021 году ушла в минус по доходам из-за роста расходов на логистику.

Вместе с ценой на уголь выросла и стоимость перевозки по РЖД, и ставки морского фрахта. Причем тут, как выясняется, есть и другой скрытый риск.

Риски для угольщиков

Как отметил директор услуг EY в области трансфертного ценообразования Руслан Раджабов, высокие мировые цены могут сыграть злую шутку с угольщиками. Регуляторы весьма специфически оценивают фактор роста экспорта угля. Например, при расчетах уровня налогообложения ФНС России определяет, насколько обоснованна доля прибыли, полученная от экспорта, и какая ее часть могла быть обложена налогом в РФ.

При этом ФНС России обычно опирается на биржевые котировки без учета корректировок на стоимость логистики, торгового финансирования и уровня маржи трейдеров. Яркий пример: для определения налогооблагаемой базы НДПИ в прошлом году ориентиром служили котировки угля FOB Австралия.

Однако уровень расходов российских компаний несопоставим с австралийскими. Прежде всего различается доля стоимости железнодорожной составляющей и условия кредитования экспортеров. Услуги трейдеров в РФ приравнены к услугам сервисной компании. Соответственно некорректно оценивается уровень маржи трейдера, который несет на самом деле расходы гораздо выше, чем простой посредник или экспедитор.

В таком случае пока не ясно, как будет сформирована налоговая база угольной отрасли в перспективе.

Причем повышение тарифа ОАО «РЖД» на антрацит на фоне ряда других мер не является ли намеком на то, что угольщиков государство заставляет раскошелиться? По крайней мере внести определенный вклад в финансирование инфраструктурных проектов железных дорог.

РЖД – барьер для экспортеров?

Риск от роста стоимости железнодорожной составляющей для угольщиков в 2022 году заключается в том, что они могут меньше отправить своей продукции за рубеж. Однако перевозчик на этот счет, по-видимому, подстраховался, заместив часть тяжеловесных поездов контейнерным транзитом.

Как отметил начальник отдела анализа пропускных способностей РЖД АО «СУЭК» Игорь Куротченко, в 2021 году контейнерный транзит через РФ почти удвоился. И произошло это в основном за счет восточного направления. Однако на определенном участке маршруты транзита и тяжеловесных поездов сходятся. И это указывает на то, что уголь и контейнеры могут конкурировать за инфраструктуру.

Например, на участке Иркутск – Слюдянка. По нему соответственно проходило вдвое больше транзита. При этом строительство объектов под расширение контейнерной инфраструктуры на РЖД так и не начали.

Это означает, что транзит, по сути, нарастили за счет сдерживания отправок угля, который проходит через то же горлышко, включая участок Иркутск – Слюдянка. Он на данный момент просто не может пропустить больше.

В 2024 году транзита намечено пропускать вчетверо больше. При этом развитие инфраструктуры продолжается за счет проектов, предусмотренных под экспорт угля.

Иными словами, рост контейнерного транзита опережает установленный правительством график. При этом планы по увеличению отправок угля на восток сдерживаются. Однако планируется развивать и то и другое комплексно. Иными словами, по мере добавок инфраструктурных мощностей. В итоге уголь по пиковым мировым ценам вывозится не в полном объеме. Зато из Китая товары по РЖД едут в ту же Польшу, не оставляя добавленной стоимости в РФ. Вот такой вопрос сейчас задают угольщики. Но на него пока нет однозначного ответа
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions