Пока соответствующего механизма в широком распространении нет, но Институт исследования проблем железнодорожного транспорта анонсировал презентацию расчетной модели в ближайшем будущем: уже в начале зимы учреждение намерено представить публике алгоритм, который позволит делать прогнозы как минимум на 3 года вперед.
Идею поддерживает председатель подкомитета по железнодорожному транспорту ТПП РФ, доцент РУТ (МИИТ) Евгений Реутов. Он подчеркивает, что в настоящее время планирование бюджета на несколько лет для компаний затруднено тем, что размеры тарифа могут неожиданно измениться за прогнозным горизонтом путем индексирования различных аспектов.
«Когда мы заявляем и вроде как все соглашаемся с тем, что тариф должен быть долгосрочным, у бизнеса должно быть понимание, как он будет строиться, а потом вдруг пересматриваем тарифные решения путем дополнительной индексации на инфраструктуру или еще какими-то еще путями. В таких условиях планировать свою работу практически невозможно. Это постоянные риски, и от этого действительно нужно уходить, нужно все-таки себе как табу взять, что должна быть долгосрочная тарифная политика, понятная всем, и с тем, чтобы если мы эти политику и индексацию принимаем, то она не должна нарушаться», – высказался эксперт в ходе выступления на организованном РЖД-Партнером форуме «Грузовая панорама».
По словам главы ИИЖД Павла Иванкина, в основу модели легла базовая ставка тарифной схемы В4, которая дополнительно была проведена через несколько основных и несколько дополнительных корректирующих коэффициентов. Для проверки работоспособности алгоритма сотрудники института провели расчеты тарифа для прошедших лет. Сравнение с реальными показателями выявило несколько расхождений.
«Мы выявили момент, увидели отклонения в 2011–2012 гг. Сейчас вносим коррективы», – поделился П. Иванкин.
Также не совпали данные за 2014 год, однако здесь играет роль административное вмешательство, предугадать которое крайне сложно.
Прогнозированием ставок занимается и Институт проблем естественных монополий. Однако заместитель его генерального директора Владимир Савчук настаивает на том, что проект ИИЖД сложен и рискован.
«Понятное дело, генерировать коэффициенты, которые настраивают модель по уже пройденному, – это легко. Но как понять, какие будут коэффициенты через год, два, три, пять? Вот это уже сложно. Заглядывать в завтрашний день – это легко. А вот в послезавтрашний – очень опасно», – прокомментировал он.
Кроме того, В. Савчук убежден, что факторы, с которыми работает модель долгосрочного прогнозирования, не имеют никакой корреляции со ставками.
В настоящее время эксперты готовы прогнозировать только в пределах относительно небольшого временного периода. Так, заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин ранее уже высказывался относительно перспектив ставок на полувагон в ближайшем будущем. По мнению эксперта, упавший до 700 руб./сут. в августе показатель продемонстрирует подъем только во второй половине следующего года. А вот сотрудники ИПЕМ ожидают куда более негативной картины – возможного падения ставки до 400–600 руб. за сутки в 2021–2022 гг.
Автор: Анастасия Игонина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.