+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.09.2023 14:11:47
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Для оператора не важны причины схода вагона с рельсов

Техническую пригодность вагона определяет перевозчик. Железнодорожная компания делает это вне зависимости от принадлежности вагона. Для владельца вагона, сдавшего его к перевозке, причины схода вагона с рельсов в большинстве случаев не имеют значения, об этом заявили участники конференции «Операторский бизнес: четверть века на сети РЖД», который организовал и проводит сейчас РЖД-Партнер. Заявлено, владелец вагона, который лишился собственности из-за происшествия, должен ответить на главный вопрос: кто несет ответственность за происшествие и насколько виновник платежеспособен.

Вагон уходит с железной дороги

Для оператора самый ценный актив – это вагон. Повреждение вагонов при сходе с рельсов суды относят к категории дел с самыми высокими суммами исков. При этом для владельца вагона, сдавшего его к перевозке, причины схода – дефект строения железнодорожного пути, нарушение требований к работе локомотива, неисправность самих вагонов – не имеют значения, безапелляционно заявляет Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520. Юрист ссылается на судебную практику. В ноябре 2020 года на железнодорожной станции Татарская Новосибирского территориального управления Западно-Сибирской железной дороги зафиксировано крушение грузового поезда. В результате оператор лишился вагона. Установлено, что подвижной состав после происшествия не подлежит восстановлению и должен быть исключен из инвентарного парка.

«Комиссия пришла к выводу о том, что сход произошел по вине вагоноремонтного предприятия, допустившего неисправность вагона в ремонте», – продолжает Ольга Гуляева.

Расследование случая схода проводила комиссия, сформированная ОАО «РЖД». Однако владелец вагонов предъявил иск РЖД. Потому что независимо от принадлежности вагона его техническую пригодность при подаче под погрузку определяет перевозчик, это отдельно подчеркивалось в судебном решении. Значит, именно РЖД должны были обнаружить нарушения, допущенные вагоноремонтным предприятием. И вина железнодорожного монополиста в сходе вагонов имеется.

«Арбитражная практика по данной категории дел исходит из того, что профессиональный перевозчик отвечает без учета вины, так как является владельцем источника повышенной опасности», – продолжает Ольга Гуляева.

Дело дошло до Верховного суда, но решение осталось неизменным: оператор взыскал с железнодорожного перевозчика свыше 9 млн рублей.

Владелец железнодорожной инфраструктуры виноват, но не виноват

Сход двух колесных пар первой по ходу движения тележки вагона произошел на перегоне Демьянка – Нелым участка Тобольск – Сургут в апреле 2014 года. В результате повреждено верхнее строение пути. Владелец железнодорожной инфраструктуры получил убыток в 172 тыс. руб. Суд постановил взыскать данную сумму с оператора. Дело также дошло до Верховного суда, но решение не претерпело изменений.

«Вагон сам по себе никакой опасности не представляет. Он становится источником повышенной опасности лишь в составе движущегося поезда, но в этой ситуации он де-факто находится во владении у перевозчика», – говорит Ольга Гуляева.

Выбор лица, в отношении которого будут предъявлены исковые требования, является правом истца, продолжает юрист. И если владелец вагона предъявляет иск железнодорожному монополисту как лицу, которое априори отвечает за сохранную перевозку, то он таким образом надеется на полное возмещение ущерба.

«Есть ситуации, когда причины схода зависят от потенциально неплатежеспособного ответчика. Например, при сходах в результате столкновения с автотранспортом», – резюмирует Ольга Гуляева.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions