Безусловно, новый шелковый путь, это проект, охватывающий все виды экономики. Данная инициатива предполагает соединение Европы и Азии. Здесь возникает вопрос насколько российские железные дороги способны увеличить свою долю в распределении транспортных и экономических ресурсов. «Мы, находясь на континенте, где проживает более 70% населения, где все производства расположены по большому счету в радиусе действия сухопутного транспорта, проиграли вдруг морскому транспорту и начинаем проигрывать авиации в перевозке пассажиров. При том, что мы имеем колоссальное преимущество, средняя перевозка у нас из Европы в Азию составляет порядка 10 тыс. км, в то время как транспортировка морем, это 30-40 тыс. км. Это говорит о том, что необходимо по-другому взглянуть на наши возможности», - заявил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александра Мишарин.
При этом по результатам I квартала рост товарооборота между КНР и странами Европы составил 16% в денежном выражении и 10% в объемном. Рост сухопутного транзита составил 94%, но в общей доле, это менее 1%.
Здесь, участвуя в процессе сопряжения нужно исходить из нескольких задач. В частности, это формирование новой экономической модели, нацеленной на превращение евразийского пространства в наиболее удобную среду для движения товаров. А также улучшение транспортно-логистической инфраструктуры, которая позволит капитализировать географическое преимущество страны. «Для того, чтобы стать более конкурентными нам важно сегодня выстроить новые инвестиционные проекты, но это нужно делать совместно», - заключил он.
Дружить колеями
О том, что добиться существенных результатов можно только объединив усилия, говорит и начальник Белорусской железной дороги (БЖД) Владимир Морозов. «Сегодня Новый Шелковый путь подталкивает систему 1520 и систему 1435 объединиться и работать вместе. Нам необходимо устранить технические и правовые барьеры. Однако здесь все зависит не только от железнодорожников. Скорее это вопрос законодательства и желания стран этот проект развивать. Нам нужно собираться вместе с коллегами пространства 1435 и вырабатывать единую технологию, как техническую, так и информационную для обеспечения бесшовной перевозки грузов», - сказал он.
В этой связи глава БЖД возлагает большие надежды на соглашение об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа, которое было подписано в апреле текущего года. Документ был подписан руководителями железных дорог Белоруссии, Германии, Китая, Казахстана, Монголии, Польши и России.
Согласно документу, планируется совместно наращивать объемы перевозок, активизировать деятельность по созданию объектов логистической инфраструктуры, совершенствованию организации перевозок, внедрению новейших технологий для сокращения времени в пути следования.
В частности, стороны намерены поддерживать разработку конкурентоспособных сквозных ставок на перевозки грузов в составе контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа в рамках законодательства своих государств и прилагать усилия к созданию единых стандартов обслуживания.
Кроме того, стороны нацелены активно разрабатывать новые транспортно-логистические продукты, содействуя организации перевозок грузов трансграничной электронной торговли, почтовых отправлений, а также грузов с температурным режимом. «Чем быстрее мы преступим к реализации соглашений, тем быстрее получим эффект», заключил он.
Все больше маршрутов
Однако не стоит забывать о развитии других коридоров и организации новых маршрутов. По словам председателя Комитета Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) Тадеуша Шозды, значимым стало подписание меморандумов о сотрудничестве по 13 коридорам ОСЖД. «Только в РЖД на протяжении многих лет проводится работа по комплексным планам развития коридоров, обновлению технико-эксплуатационные паспортов, содержащих полную информацию по каждому коридору, включая нормативно-правовые аспекты, таможенные пограничные и другие. И нам сегодня важно создать координационные органы по коридорам ОСЖД», - сообщил он.
Так, Т. Шозда выделил Коридор №1, протяженность которого, с учетом ответвлений составляет 28 тыс. км, основным хребтом маршрута является Транссиб. Возможности этого коридора огромны и накопленный опыт показывает, что страны, входящие в него, при участии КСТП и ОСЖД, создают благоприятные условия его работы.
И тем не менее, сегодня странами ОСЖД всеми видами транспорта перевозится более 53 млрд тонн грузов. И только 11% от общего объема перевозится по железной дороге, так что работать еще есть над чем.
Очевидны и достижения в области развития новых железнодорожных линий. В частности, это открытие новой линии Казахстан-Туркменистан-Иран, имеющий прямой выход на порт Бендер-Аббас. Также стоит отметить активное строительство новых железных дорог в других странах, прежде всего в Китае, Казахстане, Узбекистане, Иране, Монголии, России и других. Все это вселяет надежду значительно расширить возможности железных дорог в деле пропуска транзитных потоков из Китая и обратно. А также в Иран, с перспективой организации движения в Пакистан и Индию.