+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.09.2021 16:05:58
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Без бумажки ты – экспедитор

Экспедиторы плотно заняли свою нишу в организации грузовых перевозок. Однако как в рамках российского, так и в документах международного права ответственность экспедитора прописана двояко и противоречиво.
Так, в соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) правовой статус экспедиторов, несмотря на уже долгое время продолжающиеся дискуссии по этому поводу, так и не был определен. Единственное упоминание третьих лиц, привлекаемых грузоотправителями для оплаты провозных платежей, содержится в ст. 31 СМГС. Однако в документе все равно не конкретизированы их права и обязанности.

Нормативно-правовые акты, регулирующие железнодорожные грузоперевозки (закон о транспортно-экспедиционной деятельности и правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказами Минтранса России), также не облегчают работу экспедиторам. Они выделяют всего три стороны договора перевозки: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель.

Федеральный закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» содержит общие положения, регулирующие взаимодействие экспедиторов и их клиентов, но не выделяет отдельно понятие «железнодорожный экспедитор» и не определяет особенности его правового статуса. А операторов железнодорожного состава закон квалифицирует как арендодателей. Они подпадают под нормы общегражданского права.

«Экспедиторы и операторы не являются сторонами договора перевозки, при этом участвуют в ее организации и приобретают в связи с этим права и обязанности, в том числе по отношению к сторонам договора перевозки. Взаимодействие экспедитора с другими участниками происходит по отдельным договорам транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом железнодорожный экспедитор, выступая плательщиком железнодорожного тарифа по конкретной перевозке, предоставляя клиенту инструкцию по заполнению железнодорожной накладной и кодовую информацию, несет впоследствии обязанность оплаты всех штрафов и дополнительных сборов», – рассказал исполнительный директор ООО «Глобал Логистик» Максим Трушин.

Важно отметить, что несмотря на тяжесть ответственности экспедитор зачастую даже лишен возможности оперативного получения информации о ходе перевозки, фактах задержки вагона, не участвует в подписании актов общей формы и коммерческих актов, не имеет возможности своевременно получать необходимые документы. Осуществляя оплату провозных платежей в рамках определенных территорий, экспедитор может не иметь оформленных правоотношений с зарубежным грузоотправителем, а также с перевозчиком страны отправления груза. При этом в соответствии с положениями СМГС грузоотправитель несет ответственность за заполнение накладной и достоверность указанных сведений и именно ему адресуются претензии в случае конфликтных ситуаций – например, при начислении штрафов за превышение массы груза. «В настоящее время получение экспедитором даже контактных данных грузоотправителя затруднено, перевозчик страны отправления груза не предоставляет их по запросу экспедитора, ссылаясь на отсутствие договорных отношений», – рассказали в «Глобал Логистик».

Неопределенная правовая база прямо влияет не только на особые случаи (судебные прения и т. п.), но и на штатную работу. Формы договоров, по которым работают заказчики, сильно различаются между собой. Отсутствие единых стандартов и конечного пакета документов вносит сумятицу и усложняет процесс. Генеральный директор экспедиторской компании Alltrucks Михаил Мезенцев считает, что это происходит потому, что при выборе формы отчетности заказчик исходит из возможных рисков и рекомендаций налоговых органов.

Отсутствие официального понятия «железнодорожный экспедитор» действительно затрудняет взаимодействие с надзорными инстанциями, добавляет М. Трушин. «Государственные органы, осуществляющие налоговый и валютный контроль, при отсутствии специальных знаний о механизме осуществления международной грузоперевозки зачастую предъявляют железнодорожному экспедитору требования, относящиеся к собственникам перевозимого груза. Они закономерны, если экспедитор является грузоотправителем либо грузополучателем товара. В иных случаях экспедитор не передает и не принимает товар ни на одном из этапов осуществления перевозки, следовательно, у него отсутствуют документы на груз», – посетовал эксперт.

«В своем нынешнем виде закон кабальный, он ставит отечественных экспедиторов в совершенно бесправное положение», – подчеркнул профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ ВАВТ Минэкономразвития России Андрей Голубчик.

О том, какие действия необходимо предпринять для разрешения этой проблемы, читайте в полной версии статьи под заголовком «Закон суров, но хоть бы он был» в №15–16 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions