+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.10.2017 13:29:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – сентябрь 2017 г.)

Если по итогам 2016 года грузооборот российских морских портов составил 721,9 млн т, что выше уровня 2015-го на 6,7%, а контейнерооборот удалось нарастить на 1,4%, то итоги 9 месяцев 2017-го уже обещают лучшие результаты в конце года.
Контейнерооборот показывает рост

Наиболее высокие темпы роста контейнерооборота демонстрируют порты Дальнего Востока. За январь – сентябрь 2017 года они обработали 1,09 млн TEU. Это выше показателей прошлого года за аналогичный период на 26,7%. Причем рост экспорта составил 34,2%, а импорта – 44,3%. За 9 месяцев 2017-го по сравнению с январем – сентябрем 2016-го увеличился и объем транзитного контейнеропотока на 22,8%, но на его долю по-прежнему приходится лишь 4%. Чего нельзя сказать об объеме каботажа, который составляет 35% и продолжает увеличиваться, по итогам 9 месяцев текущего года – на 10%. Наиболее высокие показатели демонстрируют порты Холмск и Владивосток. Их контейнерооборот вырос на 38,4 и 35,4% соответственно. Однако если порт Владивосток перерабатывает 56% совокупного грузооборота морских портов Дальнего Востока, то на долю Холмска приходится лишь 0,3%. Другие гавани региона также увеличивают объемы: порт Восточный – на 22,6%, Магадан – на 15,3%, Зарубино – на 12,3% и Корсаков – на 11,5%.

Оборот контейнеров в российских портах Азово-Черноморского бассейна в январе – сентябре 2017 года вырос на 15,3% и составил 538,35 тыс. TEU, в том числе груженый экспорт – 151,1 тыс. TEU (+9%), порожний экспорт – 118 тыс. TEU (+20,4%), импорт – 257,9 тыс. TEU (+17,3%), транзит – 689 TEU (рост в 3,1 раза), каботаж – 10,8 тыс. TEU (+6,3%). Увеличение показателей стало возможным за счет работы двух портов: Новороссийска, который перевалил 537 тыс. TEU, что на 15,6% выше уровня 2016 года, и Азов – 5,4 тыс. TEU (+24%).

Оборот контейнеров в российских портах Балтийского бассейна в январе – сентябре 2017 года вырос на 11% и составил 1,67 млн TEU, в том числе груженый экспорт – 541,9 тыс. TEU (+5,2%), порожний экспорт – 278 тыс. TEU (+27%), импорт – 851,4 тыс. TEU (+10,4%), каботаж – 1 тыс. TEU (-99,3%). Основную долю контейнеропотока обрабатывает Большой порт Санкт-Петербург. За отчетный период его показатели выросли до 1,43 млн TEU (+9,6%). Через порт Усть-Луга прошли 56,5 тыс. TEU (-8%), порт Калининград – 186,3 тыс. TEU (+32,7%).

Такую же динамику демонстрируют стивидоры Каспийского бассейна – 11,1%. Однако объем перевалки составил всего 1,7 тыс. TEU, в том числе груженый экспорт – 627 TEU (+44,5%), порожний экспорт – 78 TEU (-64,2%), импорт – 685 TEU (+17,3%) и каботаж – 274 TEU (+4,2%).

Наименьшими темпами растет контейнерооборот портов Арктического бассейна. За 9 месяцев прибавка 1,2% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, до 109,09 тыс. TEU. Импорт сократился на 59%, экспорт – на 74,4%. Перевалка каботажных контейнеров выросла на 6,2%, до 106,62 тыс. TEU (рост перевалки порожних контейнеров составил 29%). Рефрижераторных контейнеров (груженых) портами бассейна в январе – сентябре перевалено 3,16 тыс. TEU.

В целом же контейнерооборот портов России с января по сентябрь 2017 года составил 3,4 млн TEU, что на 15,9% превышает аналогичный показатель 2016-го. При этом перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 1,5 млн TEU, что на 17,9% превышает показатель за январь – сентябрь 2016-го (перевалка груженых выросла на 22,7%, порожних – сократилась на 40,9%). На экспорт было отправлено на 16,3% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года. Их объем составил 1,4 млн TEU (груженых контейнеров перевалено больше на 9,2% , а порожних – на 29,2%). Каботаж вырос на 9,1%, до 500,3 тыс. TEU. Транзит вырос на 17,9%, до 0,56 тыс. TEU.

Рефрижераторных контейнеров (груженых) с января по сентябрь 2017 года перевалено 326,5 тыс. TEU. В том числе импортная перевалка составила 252,2 тыс. TEU, экспортная – 29,8 тыс. TEU, транзитная – 0,05 тыс. TEU, каботажная – 44,5 тыс. TEU.

Грузооборот прирастает экспортом

По данным Ассоциации морских торговых портов, за январь – сентябрь 2017 года грузооборот российских гаваней вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 580,2 млн т. В том числе объем перевалки сухих грузов составил 272 млн т (+9,3%), наливных грузов – 308,2 млн т (+8,8 %). Отметим, что положительная динамика наблюдается на протяжении всего года. Так, в I квартале грузооборот вырос на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 182,8 млн т. А по итогам полугодия – на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 384 млн т. Эксперты отмечают, что во многом это связано с наращиванием мощностей и продолжающимся развитием припортовой инфраструктуры. Несмотря на увеличивающийся объем перевалки импортных грузов (на 15,4% за 9 месяцев 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.), по-прежнему основную долю занимает экспорт – 77% от всего грузопотока. В 1,5 раза выше даже объем проходящего через порты транзита. Этот показатель по итогам января – сентября составил 42,8 млн т (+17,3%). Объем перевалки каботажа также вырос на 21,5% и составил 62,9 млн т.

Если говорить об отдельных бассейнах, то можно отметить продолжающееся падение грузооборота у стивидоров Каспия, остальные демонстрируют стабильный рост показателей. С начала 2017 года было перегружено 2,7 млн т грузов. Это меньше, чем в январе – сентябре 2016-го на 36,5%. Из них сухогрузов – 1,9 млн т (падение объемов составило 9,5% по отношению к аналогичному периоду 2016 г.), наливных – 0,8 млн т (-63,8%). Из трех гаваней бассейна положительную динамику демонстрирует только порт Оля – рост показателей составил 32,4%, до 168 тыс. т. Однако в структуре грузооборота бассейна его доля составляет 6%. В то время как более крупные порты продолжают терять грузы: Махачкала со скоростью в 59,7%, до 0,9 млн т, а Астрахань – 9,6%, до 1,6 млн т.

Так, среди гаваней Арктики можно отметить порт Мурманск, который увеличил грузооборот до 38,1 млн т. Это на 64,9% выше, чем за 9 месяцев 2016 года. Прибавка произошла за счет роста перевалки нефтеналивных грузов в 3,2 раза и составила 21,4 млн т. При этом объем транспортировки сухогрузов также незначительно увеличился с 16,4 млн т до 16,7 млн т. Нельзя не отметить, что растут показатели и других гаваней Арктического бассейна. Так, стивидор порта Кандалакша, ООО «Кандалакшский МТП», увеличил объем перевалки в 2,2 раза, порт Сабетта – в 3,4 раза, а порт Певек – на 27,8%. Всего порты Арктики с начала года нарастили объем перевалки до 54,5 млн т, что выше показателей прошлого года за аналогичный период на 56,3%. При этом в 2,2 раза выросла переработка нефтеналивных грузов. В целом операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 54,4 млн т (+56,3%). Увеличился объем перевалки наливных грузов до 32,8 млн т (+118,4%), сухогрузов – 21,6 млн т (+9,2%).

Гиганты Дальневосточного бассейна показывают более умеренную динамику: Восточный – 51,5 млн т (+1,1%), Находка – 18,2 млн т (+4,5%), Пригородное – 12,7 млн т (+9,1%), Владивосток – 12,4 млн т (+19%). Есть среди крупных портов бассейна и те, кто снизил объемы перевалки: Ванино – 22,1 млн т (-2,6%), Посьет – до 5,7 млн т (-5,5%), Де-Кастри – до 8,5 млн т (-0,3 %). В целом грузооборот в морских портах Дальневосточного бассейна по итогам работы в январе – сентябре 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016 года увеличился до 143,9 млн т (+4,4%), из них сухогрузов – 88,4 млн т (+6,3%), наливных грузов – 55,5 млн т (+1,4%).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов с начала текущего года увеличился до 184,3 млн т (+5,3% к уровню 2016 г.). Из них объем сухогрузов увеличился до 76,8 млн т (+16,3%), наливных грузов – до 107,5 млн т (-1,4 %). Из стивидоров российской Балтики наращивают обороты порт Усть-Луга, который увеличил показатели до 76 млн т (+10,9 %), Большой порт Санкт-Петербург – 39,4 млн т (+9,6%), Высоцк – 12,9 млн т (+2,7%). А вот объем перевалки во втором по величине порту северо-запада, Приморске, несколько просел до 44,6 млн т (-7,6%).

На юге все спокойно: грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 194,7 млн т (+8,3 %), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 83,1 млн т (+7,1%), наливных – до 111,6 млн т (+9,1%). Увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Туапсе – до 19,9 млн т (+6,8 %), Кавказ – до 25,4 млн т (+3,8%), Тамань – до 10,9 млн т (+14,6%), Ростов-на-Дону – до 10,3 (+4,4%) млн т. Значительно снизился по отношению к аналогичному периоду прошлого года грузооборот порта Керчь – до 6,5 млн т (-9,1%). Порт Новороссийск перевалил больше всех грузов за январь – сентябрь 2017-го. Его оборот составил 107,5 млн т. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 11,1%. Доля перевалки грузов в этом порту составляет 18,5% совокупного грузооборота морских портов РФ. Отметим, что на втором месте по объему грузооборота находится порт Усть-Луга, который в отчетном периоде увеличил грузооборот на 10,9%, до 76 млн т. Его доля составляет 13%. На третьем месте – крупнейшая дальневосточная гавань порт Восточный с результатом в 51,6 млн т, что на 1,1% выше аналогичного периода прошлого года. Доля этого порта в структуре грузооборота морских портов РФ составляет 9%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions