• Ставка на полувагон
    2000
    11 %
    руб./сут.
    Декабрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 68.75 0 EUR ЦБ РФ 74.69 0
    BTC 22962.76 usd BTC 1581904.54 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2021 16:56:41
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Главная угроза цифровизации портов – кибератаки

Инновационные технологии в работе портов – необходимые помощники в деле повышения эффективности их работы. О наиболее перспективных решениях РЖД-Партнеру рассказала директор по развитию компании ООО «Каури» Екатерина Черкасова.
Главная угроза цифровизации портов – кибератаки
– Екатерина, каким, на Ваш взгляд, будет порт будущего?

– Беспилотные автомобили, системы «подключенного судоходства» для автономного управления судами, умные каски с трекерами для отслеживания работников, адресное хранение грузов – вот концепция порта будущего.

Кроме того, я думаю, порт будущего будет использовать промышленный интернет вещей – IIoT-платформу из программно-аппаратных средств, которая объединит системы, контроллеры, датчики и сети для сбора данных с возможностью удаленного мониторинга без участия человека.

То есть платформа будет автоматически контролировать как, например, базовую инфраструктуру порта, так и погрузочно-разгрузочные работы, расход энергии и таможенные дела. IIoT поможет управлять логистикой, передвижением наземного и морского транспорта, а также обеспечивать безопасность территории.

– Какие технологии можно назвать наиболее перспективными в контексте повышения эффективности работы портов?

– IoT-датчики. Есть несколько их типов: аналоговые помогут определить температуру, влажность, освещенность, уровень напряжения и силу тока, потребляемую мощность, вес груза, дискретные – факт открытия и закрытия, а также движения. Можно отдельно выделить NB-IoT-датчики, которые передают данные между сотнями тысяч устройств телеметрии по одной сети. В комплексе это поможет создать идеальную систему функционирования порта.

Также в расчет стоит брать RFID-метки. Это миниатюрные запоминающие устройства, которые используются для идентификации грузов и техники. Такие метки практически исключают риск подмены товара во время транспортировки.

Я бы еще выделила технологию Edge Computing. Это форма децентрализованных вычислений, когда информация обрабатывается и анализируется ближе к источнику без необходимости отправки в облачное хранилище. Поскольку данные не передаются по сети в ЦОД, задержка уменьшается. Такая инфраструктура хорошо работает в среде с плохой связью и надежно защищена от кибератак.

Наконец, блокчейн-платформа обеспечивает надежную защиту и передачу документов в электронные таможни.

– А для каких задач в развитии портов применяют облачные технологии?

– Облачные системы позволяют создать единую учетную базу для грузовладельцев и перевозчиков. Достаточно просто оставить запрос на грузоперевозку – и сразу же получаешь предложения от других участников облака. Кроме того, облака решают проблемы с хранением документов на перевозку. Пропадает надобность в установке и обновлении ПО.

Также облака позволяют автоматически распределить нагрузки на физическое оборудование с помощью переноса систем без прекращения работы.
Еще один сценарий применения – сбор и хранение геолокационных данных. Например, информации о загруженности морского пути, адресной базы или общей статистики. Облако открывает возможность для big data.

– Какие препятствия тормозят цифровизацию портов?

– Главная угроза цифровизации – кибератаки. Хакеры могут проникнуть в сеть порта и нарушить ее функционирование, а за восстановление потребовать выкуп. В таком случае убытки понесут не только логисты и заказчики, но и сама стивидорная компания.

Кроме того, стивидорные компании боятся нести ответственность за работоспособность системы. Даже небольшой сбой может привести к задержкам поставок, а любая потерянная минута будет стоить компаниям миллионы.

И, конечно же, всегда надо помнить про человеческий фактор. Работники, которые многие годы привыкли все записывать на обычную бумагу, вряд ли быстро привыкнут к работе на планшете. То есть придется либо потратить средства и время на переобучение, либо провести полную ротацию кадров.

– Какие технологии, события, решения за последние 5 лет можно назвать ключевыми для цифровизации портов?

– Для российского рынка ключевой технологией можно считать блокчейн-платформу «Цифровой порт» для обслуживания судов. Она использует систему распределенного реестра и переводит документооборот судна в электронный вид.

Существенно упрощают работу IIoT-системы по управлению персоналом и контейнерными терминалами. С их помощью можно настроить коммуникацию между диспетчерами и докерами, а также грузовым сухопутным и морским транспортом.

К примеру, крупнейший порт Европы в Роттердаме сейчас активно использует IoT-датчики. С их помощью собирают метеоданные: скорость ветра, направления течения и условия видимости. Это позволяет операторам составлять идеальный график погрузки и отправления судов.

Важную роль играют и GIS-системы. Сегодня они используются не только для определения геолокации грузовых и транспортных судов, но и для передачи данных о дорожной ситуации в порту и наличии свободного места на парковке.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions