+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2021 16:56:41
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Главная угроза цифровизации портов – кибератаки

Инновационные технологии в работе портов – необходимые помощники в деле повышения эффективности их работы. О наиболее перспективных решениях РЖД-Партнеру рассказала директор по развитию компании ООО «Каури» Екатерина Черкасова.
Главная угроза цифровизации портов – кибератаки
– Екатерина, каким, на Ваш взгляд, будет порт будущего?

– Беспилотные автомобили, системы «подключенного судоходства» для автономного управления судами, умные каски с трекерами для отслеживания работников, адресное хранение грузов – вот концепция порта будущего.

Кроме того, я думаю, порт будущего будет использовать промышленный интернет вещей – IIoT-платформу из программно-аппаратных средств, которая объединит системы, контроллеры, датчики и сети для сбора данных с возможностью удаленного мониторинга без участия человека.

То есть платформа будет автоматически контролировать как, например, базовую инфраструктуру порта, так и погрузочно-разгрузочные работы, расход энергии и таможенные дела. IIoT поможет управлять логистикой, передвижением наземного и морского транспорта, а также обеспечивать безопасность территории.

– Какие технологии можно назвать наиболее перспективными в контексте повышения эффективности работы портов?

– IoT-датчики. Есть несколько их типов: аналоговые помогут определить температуру, влажность, освещенность, уровень напряжения и силу тока, потребляемую мощность, вес груза, дискретные – факт открытия и закрытия, а также движения. Можно отдельно выделить NB-IoT-датчики, которые передают данные между сотнями тысяч устройств телеметрии по одной сети. В комплексе это поможет создать идеальную систему функционирования порта.

Также в расчет стоит брать RFID-метки. Это миниатюрные запоминающие устройства, которые используются для идентификации грузов и техники. Такие метки практически исключают риск подмены товара во время транспортировки.

Я бы еще выделила технологию Edge Computing. Это форма децентрализованных вычислений, когда информация обрабатывается и анализируется ближе к источнику без необходимости отправки в облачное хранилище. Поскольку данные не передаются по сети в ЦОД, задержка уменьшается. Такая инфраструктура хорошо работает в среде с плохой связью и надежно защищена от кибератак.

Наконец, блокчейн-платформа обеспечивает надежную защиту и передачу документов в электронные таможни.

– А для каких задач в развитии портов применяют облачные технологии?

– Облачные системы позволяют создать единую учетную базу для грузовладельцев и перевозчиков. Достаточно просто оставить запрос на грузоперевозку – и сразу же получаешь предложения от других участников облака. Кроме того, облака решают проблемы с хранением документов на перевозку. Пропадает надобность в установке и обновлении ПО.

Также облака позволяют автоматически распределить нагрузки на физическое оборудование с помощью переноса систем без прекращения работы.
Еще один сценарий применения – сбор и хранение геолокационных данных. Например, информации о загруженности морского пути, адресной базы или общей статистики. Облако открывает возможность для big data.

– Какие препятствия тормозят цифровизацию портов?

– Главная угроза цифровизации – кибератаки. Хакеры могут проникнуть в сеть порта и нарушить ее функционирование, а за восстановление потребовать выкуп. В таком случае убытки понесут не только логисты и заказчики, но и сама стивидорная компания.

Кроме того, стивидорные компании боятся нести ответственность за работоспособность системы. Даже небольшой сбой может привести к задержкам поставок, а любая потерянная минута будет стоить компаниям миллионы.

И, конечно же, всегда надо помнить про человеческий фактор. Работники, которые многие годы привыкли все записывать на обычную бумагу, вряд ли быстро привыкнут к работе на планшете. То есть придется либо потратить средства и время на переобучение, либо провести полную ротацию кадров.

– Какие технологии, события, решения за последние 5 лет можно назвать ключевыми для цифровизации портов?

– Для российского рынка ключевой технологией можно считать блокчейн-платформу «Цифровой порт» для обслуживания судов. Она использует систему распределенного реестра и переводит документооборот судна в электронный вид.

Существенно упрощают работу IIoT-системы по управлению персоналом и контейнерными терминалами. С их помощью можно настроить коммуникацию между диспетчерами и докерами, а также грузовым сухопутным и морским транспортом.

К примеру, крупнейший порт Европы в Роттердаме сейчас активно использует IoT-датчики. С их помощью собирают метеоданные: скорость ветра, направления течения и условия видимости. Это позволяет операторам составлять идеальный график погрузки и отправления судов.

Важную роль играют и GIS-системы. Сегодня они используются не только для определения геолокации грузовых и транспортных судов, но и для передачи данных о дорожной ситуации в порту и наличии свободного места на парковке.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions