+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.09.2022 11:05:43
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Экономика под санкциями: куда смотрят южные порты России

Грузопотоки России переориентируются с европейского направления на Дальний Восток. Если говорить о портах, то в дальневосточном бассейне перевалка с января по май выросла с 213,5 млн т в прошлом году до 224,3 в текущем. И это внушает оптимизм. А куда смотрят традиционные для России южные порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ)? Об этом РЖД-Партнеру рассказал заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, профессор Юрий Щербанин.
Экономика под санкциями: куда смотрят южные порты России
– Юрий Алексеевич, южные порты России сдулись?

– Нет. Порты Азово-Черноморского бассейна несмотря на западные санкции остаются самыми мощными по грузопотоку в России, уступая дальневосточным только по темпам роста. Сокращение перевалки наблюдалось с марта по май, когда перевалка в Туапсе, к примеру, снизилась на 33,2%, но затем грузопоток стал восстанавливаться.

За 8 месяцев грузооборот портов АЧБ вырос на 0,1% по сравнению с прошлым годом, но если учесть падение, которое фиксировалось в I полугодии, то буквально за 2 месяца, июль и август, все было компенсировано. За 8 месяцев зафиксирован прирост по сухим грузам (75,1 млн т перегрузили, это +0,3%). Хорошо идет работа порта Тамань. За 8 месяцев прирост – 22,6%. Тамань развивалась в последние годы стремительно.

До 2030 года все порты АЧБ, в первую очередь это торговые порты Новороссийск, Тамань, Туапсе, Ростов-на Дону, должны увеличить мощности на 72 млн т. Эта цифра озвучена на федеральном уровне. Но мне кажется, что прирост будет выше, чем заложено в этих проектах. Если западные санкции будут продолжаться, то с Северо-Запада все больше грузов станет уходить в АЧБ. Тем временем РЖД увеличивают инвестиции в строительство путей на подходах к южным портам.

– При этом порты АЧБ не используют все имеющиеся у них мощности. Может быть, их следует покритиковать?

– Не следует критиковать слишком. Порты всегда оставляют запас на случай больших штормов. Нужно, чтобы было где перестоять неотгруженным поездам во время штормов. Кроме того, порты АЧБ зависят от Босфора. Иногда там суда по 2 недели ждут, когда откроют Босфор. Порты зависят и от погоды в море, и от провозной возможности железнодорожных путей. Порты АЧБ вынуждены ожидать новостей из Турции. Президент Турции Эрдоган открыл стройку нового канала параллельно Босфору, его начали рыть. Динамику развития этого нового канала пока ни одно статистическое учреждение не приводит. Предположительно все коммерческие суда уйдут в новый канал Стамбул, А Босфор и Дарданеллы останутся только для пассажирских судов и прогулочных яхт. Но когда это произойдет?

– Чем государство может помочь развитию портов АЧБ?

– Все и так развивается нормально. И бизнес этому способствует, и государство, и правительство уделяет внимание. Динамика грузооборота хорошая. Зерновые терминалы собираются расширять в Новороссийском порту. Зерно всегда нужно. Только в одном Новороссийском порту будет мощностей, достаточных для перевалки 22 млн т зерна. Или взять Тамань. За 10 лет перевалка в 30 раз увеличилась. На Юге все растет, как на дрожжах.

Беседовал Михаил Зубов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions