+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.09.2023 13:48:39
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Порт Раджин может принять российские грузы

Возобновление перевозок в направлении Хасан – Туманган – Раджин могло бы стать пилотным проектом в развитии экономического сотрудничества России с КНДР на новом этапе, говорилось сегодня на круглом столе «Россия – КНДР: перспективы взаимодействия».
Экспортерам предлагают северокорейский транзит

После пандемии КНДР постепенно открывает свои границы и открываются возможности для сотрудничества в экономической и гуманитарной сфере между странами.
По словам заведующего корейской секцией Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Павла Лешакова, на арендованной территории в порту Раджин остается совместное предприятие «РасонКонТранс», хотя после 2017 года, когда были введены международные санкции против Северной Кореи, оно фактически перестало осуществлять коммерческую деятельность.

«Я очень надеюсь, что в рамках нынешнего визита [северокорейского лидера в РФ] обсуждалось, как можно реанимировать действие СП «РасонКонТранс». Поскольку один из пирсов порта Раджин уже активно использовался этой компанией для перевозки угля, хотя изначально этот проект был ориентирован на контейнеры», – напомнил П. Лешаков.
Перевозки из России в северокорейский порт могут стать пилотным проектом в развитии сегодняшних отношений с КНДР, считает замдиректора департамента контроля за внешними ограничениями Минфина РФ Дмитрий Кику.

«В отношении «РасонКонТранс» не действуют резолюции Совета безопасности ООН, есть ряд исключений. Поэтому проект необходимо активнейшим образом задействовать с тем, чтобы развивать двусторонние торгово-экономические отношения, тем более КНДР открывается внешнему миру, все действовавшие долгое время ковидные ограничения сняты», – сказал он.

Действительно, из-за осложнения политической ситуации на Корейском полуострове экспорт угля из РФ через Раджин прекратился в октябре 2017 года, несмотря на специальные исключения, предусмотренные для него, а также для железнодорожного участка Хасан – Раджин резолюциями Совбеза ООН. Однако южнокорейская сторона подвела под санкции организацию продаж топлива, в результате чего российские экспортеры прекратили отгружать угольную продукцию на данное направление. Будут ли они сегодня использовать этот маршрут для поставок, пока неизвестно.

В то же время, отметила руководитель Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Виктория Самсонова, этот проект приносил бы большую экономическую выгоду. В том числе для провинций на востоке Китая, не имеющих прямого выхода к морю.

«Даже китайские специалисты посчитали, что перевозка через северокорейскую сторону является намного дешевле, чем через какие-либо другие стороны», – уточнила эксперт.
В свое время обсуждалась идея о создании и сопряжении приграничных экономических зон Китая, КНДР и России: в районе города Хуньчунь, порта Раджин (зона Расон) и Хасанского района Приморья.

«Некоторые считают, что это был бы новый Гонконг. Конечно, это преувеличение, но тем не менее», – рассуждает П. Лешаков.

Расчет на рабочую силу

Как подчеркнула В. Самсонова, один из главных пунктов сотрудничества с КНДР сегодня – возвращение партнерства в сфере человеческого капитала. До принятия санкций Совбеза ООН в России работало более 30 тыс. северокорейских рабочих. «Причем спрос на них был высок, они работали в сфере строительства, так и в ремонтных работах, на лесозаготовках. Огромный плюс северокорейской рабочей силы – высокое качество, ее возвратность: рабочие не остаются в РФ, возвращаются обратно в КНДР», – рассказала руководитель Центра корейских исследований.

Возможно, на этот счет необходим отдельный указ главы государства, не исключил П. Лешаков. «Для северокорейцев действительно это очень важно. Мы не сможем наращивать наш оборот даже до тех цифр, которые были до жестких санкций ООН, это, всего лишь, в районе $100 млн в год, из которых 90% – наш экспорт. Нужно возродить сотрудничество в области рабочей силы, потому что в Северной Корее дефицит валютных ресурсов, и именно рабочая сила могла бы дать тот источник для того, чтобы в КНДР шло то, что им нужно», – пояснил он.

В 2020 году товарооборот между странами едва превысил $43 млн. Здесь сказались как те же санкции, так и пандемия (в том же году Северная Корея закрыла свои границы).
В настоящий момент, считает В. Самсонова, нужно двигаться поступательно в расширении торговых связей. «Развивать те отрасли, которые есть, например поставку продовольствия. Отмечу, что в 2015 году было парафировано 16 ветеринарных сертификатов на продукцию животного происхождения. И здесь мы можем говорить о том, если поставки российского мяса (свинины, говядины, птицы) пойдут в Северную Корею, это будет большим плюсом и позволит расширить номенклатуру поставок из России в КНДР», – говорит В. Самсонова.

До пандемии РФ поставляла в основном сельхозпродукцию, нефтепродукты, минеральное сырье, а северокорейская сторона – мебель, пластмассы, музыкальные инструменты.
«Если в настоящее время произойдет толчок для развития экономического направления, то этот ассортимент может быть расширен в разы», – убеждена эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions