+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва

РЖД-Партнер

РЖД-Партнер
Деловой журнал для участников рынка транспортных услуг. Цель журнала – обеспечение информационных потребностей участников рынка транспортных услуг и представителей транспортных компаний с предоставлением анализа событий и тенденций транспортного рынка. На страницах журнала освещается широкий круг проблем функционирования транспортной отрасли в России, странах СНГ и Балтии, один из основных приоритетов – грузовые железнодорожные перевозки.

№ 21-22 (553-554) ноябрь 2025

Законодательная трехходовка
В последние месяцы текущего года инициированы три проекта поправок в законодательство, призванных уточнить обязанности операторов. Представленные варианты в случае их принятия способны существенно изменить характер взаимодействия ОАО «РЖД» с участниками рынка.

Экономика на качелях
Неустойчивость трендов в российской экономике в итоге отразилась и на железнодорожных перевозках, и на поведении базовой ставки аренды на споте. В августе на сети стало меньше брошенных поездов. Однако от этого в сентябре клиенты не почувствовали улучшений, поскольку пути необщего пользования в сентябре снова оказались забиты вагонами из-за расширения палитры ограничений на их перемещение. 

«Логистика – наше сердце»
Что происходит за кулисами гигантской экосистемы, которая ежедневно обрабатывает миллионы заказов и объединяет сотни тысяч продавцов с десятками миллионов покупателей? Об этом Данила Арефьев, директор по продукту и технологиям Ozon, рассказал в эксклюзивном интервью «РЖД-Партнеру».

Далекое близкое дерегулирование
О дерегулировании железнодорожных тарифов на контейнерные перевозки активно стали говорить в начале 2025 года. Вновь тема дерегулирования тарифа на контейнерные перевозки прозвучала недавно – уже из сердца РЖД. Заместитель генерального директора РЖД – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Ирина Магнушевская сообщила, что повышение гибкости и адаптивности тарифной системы – важное направление во всей работе. 

Лесные перевозки пока не могут выйти в плюс 
Погрузка лесных грузов на сети с начала года сократилась на 5%. При этом финансовое положение в лесопромышленном комплексе продолжает ухудшаться. Ключевым фактором остается экспортная ориентация производства. Закрытие европейских рынков заставило искать новые, поэтому у лесопромышленников Северо-Запада значительно выросли логистические затраты. Между тем переориентация на сбыт в странах Азии не приносит ощутимых результатов.

№ 19-20 (551-552) октябрь 2025

Ставки скатились с горки
Базовая ставка аренды обычных полувагонов на споте в августе резко ушла вниз. Амплитуда спада, который длится с весны текущего года, усилилась. Выяснилось, что многие операторы ранее учитывали только тот рабочий парк, который имел загрузку, а с весны стали использовать списочный рабочий парк. 

Палки в колеса
Ситуация с осложнением прохождения российско-казахстанской границы остро обозначилась еще в августе. Причем сначала речь шла о пробках перед российскими МАПП со стороны России. Чуть позднее многокилометровые пробки появились и с казахстанской стороны.

Путь договоров и недоговоренностей
О необходимости сохранять баланс между всеми сторонами перевозочного процесса и достигать удовлетворяющего всех движения вагонов с грузами на сети РЖД говорили участники рынка операторов и отраслевые эксперты на недавней конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», организованной журналом «РЖД-Партнер». 

Вагоноремонт ставят на паузу 
Согласно распоряжению ОАО «РЖД» с 5 января 2025 года ужесточен контроль за выпуском из капитального ремонта полувагонов, с 19 мая – крытых вагонов и хопперов, а с 1 сентября – платформ. Жесткие требования владельца инфраструктуры к выполнению капитального ремонта вагонов резко увеличили его стоимость и время простоя.

Не догонять, а перестраиваться: новая реальность маркетплейсов
Стремительное развитие маркетплейсов переформатировало весь рынок электронной коммерции и бросило вызов традиционной логистике. Доля продаж через онлайн-площадки с их собственной логистикой неуклонно растет, что объективно сокращает объемы продаж и перевозок как офлайн-ритейлеров, так и классических интернет-магазинов.  

№ 17-18 (549-550) сентябрь 2025

Конкуренция и ответственность перед государством
В законы, регулирующие работу железнодорожного транспорта, в последнее время активно вносят поправки. Какие задачи при этом ставятся и какие риски несут эти изменения для участников рынка – об этом и многом другом редакция попросила рассказать заместителя председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Анатолия Лесуна.

На сеть пришел месяц листопада
В июле текущего года базовая ставка аренды обычных полувагонов на споте снизилась. Причины падения можно разделить в процентном соотношении 50 на 50: первая составляющая связана с состоянием экономики РФ, а вторая – с политикой, которую проводит перевозчик в отношении профицитного. 

Вагонам очертили границу
В конце июля ОАО «РЖД» направило в Минтранс России очередные инициативы по обеспечению эффективной работы железнодорожного транспорта в условиях профицита подвижного состава. В качестве решения проблемы в монополии предлагают установить лимит численности парка на путях общего пользования в 1,1 млн ед. Операторы критически отнеслись к инициативе. 

Без пилота в «голове»
В России начали тестировать беспилотные пассажирские поезда с 4-м уровнем автоматизации, а первый беспилотный грузовой поезд пройдет на БАМе уже в обозримом будущем. Об этом и многом другом из мира высоких железнодорожных технологий «РЖД-Партнеру» рассказал заместитель генерального директора – директор Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС», к. т. н. Павел Попов.

Когда многообразие не в радость
Вектор развития вагоностроения связан с дальнейшим увеличением выпуска инновации, и ее доля продолжит расти не только в эксплуатации, но и на рынке вагоноремонтных услуг. Начало этого года демонстрирует по сравнению с уровнем прошлого более высокий спрос на деповской ремонт таких вагонов. Для дальнейшего освоения объемов ремонтникам нужно развивать технико-технологическую базу. 

№ 15-16 (547-548) август 2025

Как освободить сеть от «лишних» вагонов?
В настоящее время идет процесс внесения изменений в статью 17 Федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в РФ» в части наделения Минтранса России полномочиями устанавливать правила приписки. Иными словами, вопрос ставится о наделении перевозчика правом определять, сколько вагонов и где можно «прописать» на сети.

Летом по рельсам пробежала черная кошка
Базовая ставка аренды обычных полувагонов в июне снизилась до 2200 руб./сут. Сказались те же факторы, что были отмечены и в мае. «РЖД-Партнер» представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу.  

Русские горки для вагонов: сначала вверх, потом вниз
В I полугодии 2025 года, по данным НП «ОПЖТ», изготовлено 30 159 вагонов, что на 15,3% меньше, чем за аналогичный период 2024-го. На сложившемся фоне сложно ожидать роста спроса.

Грузы против пассажиров: как теряется конкурентоспособность
Азово-Черноморский бассейн теряет грузовую базу. Ключевая проблема портовой системы региона заключается в несоответствии пропускной способности железнодорожных подходов актуальным потребностям в перевозках. 

Автоведению дали ход 
Технологию интервального регулирования движения сегодня активно осваивают железные дороги Восточного полигона. Парк электровозов на этих полигонах оснащается модернизированной интеллектуальной системой автоведения поездов с распределенной тягой ИСАВП-РТ-М. Помимо участков Транссиба, в ближайшее время ее собираются внедрять на БАМе. 

№ 13-14 (545-546) июль 2025

Специальный проект ко Дню железнодорожника «Верность призванию»
Как можно представить себе будущее российских железных дорог на горизонте 10-15 лет, какие технологические нововведения окажут наибольшее влияние на развитие железных дорог? На эти и другие вопросы отвечают эксперты транспортной отрасли – Сергей Бадиковский, директор по развитию ОТЭКО, Валентин Гапанович, президент Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники», Борис Лапидус, председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», Николай Никифоров, председатель Общероссийской общественной организации Организация ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России».

Рынок подумал и пошел вниз
Базовые ставки аренды вагонов в мае по большей части снизились. «РЖД-Партнер» представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. 

Ехать vs стоять: на чем зарабатывать?
Что делать с «лишними» вагонами на сети? Куда их отправлять в отстой? Клиенты считают, что эти вагоны перевозчик должен размещать на своих путях, а он, в свою очередь, переключает стрелки на частных владельцев путей необщего пользования. 

Контейнерная инерция
Контейнерная логистика впервые за десятилетие оказалась в зоне спада. В январе – июне 2025 года по сети РЖД было перевезено 3,78 млн TEU, что на 2,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. 

Дорога к портам становится чуть быстрее
Скорость груженого хода на Восточном полигоне последние месяцы превзошла значения предыдущих лет. В немалой степени здесь сказывается сдача объектов по модернизации БАМа и улучшение дел в локомотивном комплексе. 

№ 11-12 (543-544) июнь 2025

Как цифра помогает улучшить управление движением 
О том, как на сети РЖД развиваются проекты цифровизации в сфере управления движением, как они помогают улучшить планирование перевозок, а также о других задачах, стоящих перед ЦД в сфере цифровизации в 2025 году рассказывает начальник управления по организации перевозочного процесса Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Артем Власенский. 

У операторов – весенний ценопад
В апреле текущего года базовая ставка аренды по большинству позиций снизилась. В плюсе остались только минераловозы. Рынок сменил тренд. Если раньше многие грузовладельцы воспринимали выставление операторами части дополнительных платежей как нечто само собой разумеющееся, то в апреле ситуация изменилась.

Транспортные риски и как их преодолеть
Российские компании, занятые перевозкой продукции агропромышленного комплекса, испытывают сложности в организации цепочек поставок и ищут пути оптимизации логистики. Что предпринимается для развития интегрированного использования транспортной инфраструктуры между странами ЕАЭС и сопредельными странами? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика», д. т. н., действительный член Российской академии транспорта Алевтина Кириллова.

Охлаждающий реагент российской экономики
Погрузка на сети РЖД в мае 2025 года достигла своего минимума за последние 10 лет. Как полагают эксперты, июнь сложится примерно таким же в динамике, как и май текущего года, когда погрузка на РЖД снизилась до 94,6 млн т, что стало своего рода антирекордом (-9,4% к маю 2024-го).

Чем и как помочь углю?
Будущее угля и его перевозок – одна из животрепещущих тем, которую обсуждают сегодня в том числе на самом высоком государственном уровне. В конце мая правительство определило ряд мер, которые должны помочь отрасли. Рассказываем, что это за меры и как на них реагируют рынок и эксперты.

№ 9-10 (541-542) май 2025

Тарифная политика РЖД: куда держим путь?
Главный редактор журнала «РЖД-Партнер» Александр Ретюнин вместе с видными транспортными экспертами – Павлом Иванкиным, президентом Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, и Фаридом Хусаиновым, экспертом Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, к. э. н., автором телеграм-канала «Экономика на рельсах», обсудили, на каких принципах держится сегодняшняя тарифная политика РЖД.

На дорогах – тишина
В марте текущего года ситуация мало чем отличалась от той, что сложилась в феврале. В частности, формально можно было найти полувагон по низким ставкам. Однако, по сути, клиент доплачивал, если хотел отправить груз с приемлемым для него уровнем простоев подвижного состава.

«Каждый инвестор – составляющая успеха нашей экономики»
«По итогам 2024 года мы на первом месте в ДФО по индексу вложений в основной капитал и на третьем – по объемам инвестиций, уступая только Амурской области и Республике Саха», - рассказал губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин в эксклюзивном интервью «РЖД-Партнеру».

Куда уходит импорт?
В апреле 2025 года контейнерный импорт из Китая в Россию подешевел, обновив постпандемийный минимум. На снижение ставок повлиял дефицит грузов.

Эффекты и сомнения
С 1 сентября текущего года заключение договора перевозки, осуществляемой несколькими видами транспорта, можно будет подтверждать единым транспортным документом. Разбираемся подробнее в изменениях, которые новый документ привнесет в транспортную сферу.

№ 7-8 (539-540) апрель 2025

Нестандартный подход
В феврале текущего года ситуация сложилась нестандартная. С одной стороны, на сети имелся в наличии избыточный парк. А с другой, клиенты не всегда могли взять свободные вагоны, а у отправителей не всегда был выбор работы для своего подвижного состава. 

Путь под горку, или Системные вопросы погрузки
На сети в первые три месяца 2025 года погрузили на 6,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Не сменится ли рост российской экономики спадом? Ведь обычно погрузка на сети РЖД – один из ключевых индикаторов для РФ. 

БАМу уготовлен третий раунд
На состоявшемся в феврале 2025 года правлении ОАО «РЖД» официально объявлено о завершении второго этапа модернизации Восточного полигона с достижением целевого параметра провоза грузов к портам и пограничным переходам Дальнего Востока в объеме 180 млн т ежегодно. Несмотря на то, что данный проект является одним из наиболее капиталоемких в инвестпрограмме РЖД, российским экспортерам мощностей БАМа и Транссиба по-прежнему не хватает.

Как перевозчик нарушает порядок согласования перевозки порожних вагонов и приема порожнего вагона к перевозке
По разным подсчетам, ежедневно к перевозке не принимается от 8 до 15 тыс. порожних вагонов, оформляемых под погрузку, в ремонт, в отстой и с другими целями. 

Ставки замерли в ожидании перемен
Мы предполагали, что ставки аренды вагонов в 2024 году могли расти и в условиях снижения погрузки. И это оказалось верно, хотя в I квартале 2024 года ряд экспертов предрекал стагнацию ставок. Для роста ставок появились новые причины.

Спецвыпуск журнала "РЖД-Партнер" №5-6/с март 2025

От первого паровоза для промышленности до ассоциации 
История появления железнодорожного транспорта в России тесно связана с развитием промышленности. Первый паровоз в 1833 году был построен ради доставки руды из шахт на уральские заводы промышленников Демидовых. Паровоз создали отец и сын Черепановы на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильского округа. В 1835 году был построен еще один паровоз – более мощный. Эти годы можно считать стартом развития промышленного железнодорожного транспорта и инфраструктуры для него. 

Нелегкие пути в законотворчестве 
Одной из важнейших предпосылок создания ассоциации в 1995 году был правовой вакуум, в котором оказались предприятия промышленного железнодорожного транспорта в новых рыночных условиях. Зрела потребность в формировании новой нормативной базы транспорта необщего пользования – с учетом сложившихся реалий. Для только созданной ассоциации законотворчество стало ключевым направлением. Но не всегда работа в этом направлении давалась легко.

Межстрановая кооперация: новый импульс для развития промышленного транспорта на пространстве 1520
Эксплуатация железнодорожного подвижного состава на промышленных предприятиях, современные подходы к эффективному обслуживанию локомотивного парка, возможности цифровой трансформации – эти и многие другие вопросы актуальны не только для России, но и для других стран пространства 1520. Сегодня действует ряд международных нормативно-правовых актов, которые распространяются в том числе на предприятия железнодорожного транспорта необщего пользования. Но взаимодействие стоит расширять на разных уровнях, уверены в ассоциации.

Локомотивы: настоящее & будущее 
Промышленный железнодорожный транспорт – это сложный транспортно-технологический комплекс, основными составляющими которого являются инфраструктура и подвижной состав. Наличие именно собственного тягового подвижного состава является залогом не только стабильной эксплуатационной работы при транспортном обслуживании контрагентов, но и в ряде случаев значительно повышает его экономическую эффективность. Но несмотря на очевидное преимущество, на практике реализовать задачу наличия собственных работоспособных локомотивов в достаточном количестве оказалось под силу далеко не всем предприятиям промышленного железнодорожного транспорта.

Верность железной дороге через поколения
Нам привычно слышать о династиях врачей или учителей. Но и железная дорога нередко становится делом семейным. На предприятиях промышленного железнодорожного транспорта успело сформироваться множество трудовых династий. Их отличает умение перенимать и преумножать опыт старших поколений. Расскажем о некоторых.

Прогнозы и фантазии о будущем
Предприятия промышленного железнодорожного транспорта встроены в железнодорожную систему страны, но при этом во многом, как исторически сложилось, идут своим особым путем. Создателей СРО Ассоциация «Промжелдортранс», а также ее активных участников и партнеров мы попросили порассуждать о том, какой эта сфера видится им через следующие 30 лет – к 2055 году.

Специальный проект журнала «РЖД-Партнер» «Россия-Китай: торговля, логистика, инфраструктура»

Специальный проект «Россия-Китай: торговля, логистика, инфраструктура» в составе № 5-6 журнала "РЖД-Партнер" с отдельной обложкой подготовлен на китайском языке, поскольку данный номер журнала, помимо выставки TransRussia 2025, будет распространяться на ряде других мероприятий – Logistika Expo 2025, II Российско-Китайский Форум «РОСТКИ», XV Международный форум «Транспорт и логистика», TransLogistica Kazakhstan 2025, среди участников которых присутствуют представители производственных, торговых и логистических компаний из КНР.
В спецпроекте «Россия-Китай: торговля, логистика, инфраструктура» мы анализируем рыночную конъюнктуру в условиях санкций и перспективы взаимодействия двух стран, способы перечисления денежных средств в Китай из РФ и обратно при оплате логистических услуг, рассказываем о нюансах в вопросах сертификации китайской продукции для российского рынка и степени ее востребованности, о крупных совместных проектах России и Китая, а также о развитии железнодорожных погранпереходов и автомобильных пунктов пропуска.

Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions