+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Три системы транспорта будущего – три способа вложить деньги

Три системы транспорта будущего –  три способа вложить деньги
Стать частью проекта, который изменит мир, вписать свое имя в историю транспорта – сегодня это под силу всем от студента до бизнесмена. Создатели наиболее известных транспортных систем будущего используют разные концепции привлечения инвестиций.
Но некоторые из них выглядят сомнительными. Вопрос в том, оправдывает ли цель средства.

Схема первая: Hyperloop – ставка на мозги

Для привлечения финансирования принципиально новой сверхскоростной транспортной системы Hyperloop (проект вакуумного поезда, способного развивать скорость до 1200 километров в час. – Прим. ред.) создан целый конгломерат компаний, выполняющих различные функции. Идея таких перевозок изначально принадлежит американцу Илону Маску, основателю компаний SpaseX и Tesla Motors.

SpaseX занимается исследованиями в рамках проекта Hyperloop. Причем многие из них проводятся с привлечением команд из различных вузов США на конкурсной основе. Tesla Motors генерирует технические решения. SpaceX недавно стала проводить конкурсы среди студентов на дизайн пассажирской капсулы и объявила о намерении построить свою испытательную трассу длиной 1,5 километра и диаметром 1,8 метра. Источник средств не указан.

Де-факто Hyperloop в финансовых кругах сегодня продвигают две независимые компании – Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies (HTT). Последняя появилась в 2013 году в виде стартапа с использованием инструментов краудфандинга. Многие из ее команды трудятся в расчете на долю в компании и на маржу в случае удачной продажи проекта. Основное направление HTT – инжиниринг, но в последнее время она тесно контактирует с деловыми кругами.
А Hyperloop One с самого начала специализируется на привлечении средств от бизнес-структур. В трех раундах размещения средств она, согласно американской базе стартапов Crunchbase, уже привлекла $92,6 миллиона инвестиций. По другим данным, в общей сумме компании удалось собрать $160 миллионов.

В целом схема финансирования Hyperloop заточена на презентации и деловые переговоры с крупными инвесторами. Сначала идет привлечение капитала, а затем частные инициативы стремятся подкрепить за счет госсредств, чтобы в итоге сформировать государственно-частное партнерство. Презентации Hyperloop напоминают шоу, которое устраивал Стив Джобс, представляя новые модели техники Apple. «Это поражает воображение! Многие люди не знают, что они уже давно путешествуют почти со скоростью звука. Например, я отправился в Индию на самолете Airbus A380, который летает под 1000 километров в час. А здесь речь идет о поездке со скоростью 1223 километра в час, что не сильно отличается от путешествия по воздуху», – говорит президент компании Hyperloop Transportation Technologies Бибоп Греста.

Он пообещал, что 2017 год для компании станет прорывным. Благодаря модели краудсорсинга (привлечение к решению задач широкого круга лиц. – Прим. ред.) уже разработана концепция, которая делает Hyperloop значительно дешевле и безопаснее за счет подвеса с использованием пассивной магнитной левитации – технологии Inductrack, разработанной еще 16 лет назад в Ливерморской лаборатории Ричардом Постом. Несколько лет назад, сообщил физик, его группа получила $50 миллионов от правительства США на строительство экспериментального трека. Его изобретение NASA тогда решило задействовать при запуске ракет с целью экономии топ-лива, но потом отказалось от своей идеи.

«Краудсорсинг позволил нам не только заполучить перспективную технологию, но и привлечь людей, готовых воплотить ее на практике. Мы просим людей, которые работают в разных компаниях, потратить 10 часов в неделю в удобное для них время на наш новый проект. Мы платим специалистам по одной акции нашей компании за каждый потраченный час. И по такой схеме у нас уже есть 25 человек из Индии и еще из 42 стран», – говорит Бибоп Греста.


Схема вторая: Skyway – игра по мелочовке

Проект струнного транспорта Skyway представлен на рынке двумя блоками компаний: первый – инжиниринговый. В него входят ЗАО «Струнные технологии», зарегистрированное в Минске, за рубежом его интересы представляет Skyway Technologies Co. Второй бизнес-блок занимается сбором финансов. Здесь фигурируют компании Skyway Capital и Skyway Invest Group, филиалы которых клонируются в разных странах, включая Россию. А корнями бизнес этой группы уходит в лондонскую компанию Euroasian Rail Skyway Systems Ltd.

Схема финансирования – краудфандинг. То есть вложить деньги в проект может любой желающий. Разработана многоуровневая партнерская программа – в зависимости от объема инвестиций. Вклады после выхода компании на IPO обещают превратить в акции, которые можно будет продать или получать с них дивиденды. Выход на IPO ожидается в 2018–2019 гг.

Согласно международному законодательству, такая схема пирамидой не является. Это, в частности, подтвердил Центробанк Литвы, в который поступил запрос на эту тему, так как именно в Литве планировалось построить первый опытный участок. А в генпрокуратуре Литвы изучают факты по подозрению в мошенничестве и незаконной коммерческой деятельности.

Например, уставный капитал Euroasian Rail Skyway Systems. задекларирован на сумму £136 миллиардов, 10% из них якобы принадлежат Анатолию Юницкому – основателю Skyway. С таким капиталом инженер должен входить в число самых богатых людей мира по версии журнала Forbes, но его там нет. Кроме того, компании, ориентированные на рынки различных континентов, плодятся как грибы. Непонятно, какая из них выйдет в итоге на IPO. Как именно вклады конвертируют в акции, скрыто в тумане офшора.

Разбирательство в Литве на тему того, что в схеме финансирования проектов струнного транспорта законно, а что нет, затянулось. Однако ждут этого решения инвесторы не только в Литве, но и в России. Ведь схемы краудфандинга применяются и в нашей стране.

Правда, как говорит управляющий директор центра государственно-частного партнерства АО «Газпромбанк» Елена Бардашева, краудфандинг в странах с неразвитой структурой финансового рынка не пользуется популярностью. В России некоторые банки пробовали применить схожие схемы в виде услуги для узкого круга обеспеченных клиентов. В одном из заметных концессионных проектов была идея привлечь мелких инвесторов путем выпуска облигаций, но эти инициативы не получили развития. Основная причина – белые пятна в российском законодательстве.

Управляющий директор – заместитель руководителя управления финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитал» Андрей Киселев отмечает, что краудфандинг относится к венчурным инвестициям, используется только для финансирования мелких проектов. И его вряд ли можно считать серьезным инструментом при реализации проектов крупных транспортных систем.

Действительно, бренд Skyway фигурирует в списке из 10 краудфандинговых проектов, реализуемых в РФ. В их числе такие площадки по сбору средств, как, например, «С миру по нитке» (название говорит само за себя). Все они работают по принципу «все или ничего»: при неудаче проекта возврата средств не предполагается – деньги как бы дарят авторам гениальных идей. Однако вопрос в отношении струнных технологий, как выясняется, спорный.

«У этой системы, если разобраться, возможности очень ограниченные. Сначала ее автор показал струны в чистом виде. Потом выяснилось, что на них подвижной состав не удержать. И в итоге появилась идея подвески рельса, по которому катится стальное колесо. Инновационность проекта в том, что рельс и колесо – не такой формы, как железнодорожные. Однако это все равно система «рельс-колесо». Поэтому меня смущает, что под нее собирают инвестиции от простых граждан. Людям показывают шоу. И они верят, что со временем станут богатыми», – говорит руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев.

По его словам, А. Юницкий имел все необходимое, чтобы реализовать свой проект в Ханты-Мансийске. «Но ничего из этой затеи не получилось. Инженер получил деньги, поставил в тундре опоры. На этом все и закончилось. За всю историю струнного транспорта ни один проект не был реализован до конца. Ни в Московской области, ни в Хабаровске. Люди не знают всех подробностей. Они хотят верить в сказку», – считает А. Зайцев.

Уточним: по данным специалистов, в мире из 100 проектов, которые финансируются по схеме краудфандинга, на практике довести до серийного производства удается 1–2%, несмотря на то, что в остальные 98% также вкладывают солидные средства.


Схема третья: маглев – опора на господдержку

«Мне кажется, что предлагать гражданам вкладывать средства в проекты по схеме краудфандинга не совсем корректно с точки зрения морали. Ведь люди не являются специалистами в сфере высоких технологий. И для них подобные инвестиции крайне рискованны. Мы не сторонники идти таким путем», – рассказал президент Международного совета по транспортным системам маглев (The International Maglevboard e.V.) Йоханнес Клюшпис. По его словам, наиболее эффективный способ – использование госвложений. Благодаря этому удалось построить действующую линию магнитолевитацонного поезда (маглев) длиной около 30 километров в Шанхае – единственный промышленный образец транспортной системы будущего.

Как полагают в Международном совете по транспортным системам маглев, частный бизнес всегда сам примкнет к крупным инвестпроектам, если увидит, что в них заинтересовано государство. Например, некоторые системы маглев разрабатывались на средства частных компаний, для многих из них это было вопросом престижа. «Главное, чтобы бизнес четко понимал, что именно он хочет получить, участвуя в наших проектах», – отметил Й. Клюшпис.

Инициаторы систем маглев не скрывают, что их проекты дорогие. И в дальнейшем рассчитывают снизить расходы на создание и эксплуатацию магнитолевитационных систем. В частности, за счет использования решений, которые выдвинуты в России и получили название «рус-маглев». Не случайно следующую конференцию совет решил провести в РФ – это будет в 2018 году. И российский бизнес готовится к этому событию.

Из всего сказанного можно сделать вывод: индикатором качества проектов инновационных транспортных систем является поведение по отношению к ним государства. Бизнес готов участвовать в крупных инфраструктурных проектах в сфере транспорта на уровне пилотных проектов и стартапов. Однако без участия государства инновационные транспортные проекты имеют склонность от стадии научных изыс-каний довольно быстро скатываться к финансовым спекуляциям.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions