+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.09.2023 18:00:35
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

«Китай продолжит вместе со всеми заинтересованными сторонами содействовать более качественному, эффективному и безопасному развитию железнодорожных перевозок между Китаем и Европой, об этом говорится в послании, которое представил на уходящей неделе председатель КНР Си Цзиньпин. Эта новость, по мнению журналистов РЖД-Партнера, стала одной из значимых с 11 по 15 сентября. На этой неделе все внимание сосредоточилось на востоке страны, где в эти дни проходил Восточный экономический форум. Предлагаем традиционный недельный обзор от РЖД-Партнера.
373 соглашения на 3,8 трлн руб. подписано на ВЭФ

«Хочу сразу сказать, мы не говорим, что именно на 3,8 трлн будет реализовано проектов. Так, скорее всего, не будет, у нас выход, так сказать, полезного продукта из соглашений получается порядка 70%», – сообщил вице-премьер РФ Юрий Трутнев на пресс-конференции, организованной по итогам форума.

Наибольшее количество заявляемых инвестиций приходится на Амурскую область (173 млрд руб.), Забайкалье (76 млрд), Хабаровский край (72 млрд), Приморье (56 млрд). Крупнейшее соглашение касается взаимодействия при создании угольного порта Эльга на мысе Манорский – на сумму 136 млрд руб.

Минпромторг намерен унифицировать отечественные самолеты

«Вся страна требует самолеты, они очень нужны, и я благодарен авиакомпаниям, что у нас принципиально изменились взаимоотношения, все стали своими», – рассказал заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров на ВЭФ-2023.

«Мы должны верить, мы должны действительно радоваться созданному, а не ожидать, что где-то у кого-то не получится», – добавил он.

Сертификат на полностью импортозамещенный Superjet 100 по плану Минпромторга появится уже в конце этого года. Более того, несколько российских авиаперевозчиков уже имеют контракты с производителем Superjet 100, и согласно документу они имеют срок исполнения в 2024 году. В России согласован и утвержден график по производству самолетов МС-21. Он напряженный и расписан до 2029 года, продолжает О. Бочаров. Сейчас наращиваются летные характеристики. Соглашение о намерении по покупке 10 воздушных судов подписала единая дальневосточная авиакомпания «Аврора», об этом рассказал генеральный директор авиаперевозчика Константин Сухоребрик. К 2029 году Россия намерена произвести 72 самолета МС-21. По словам О. Бочарова, такие темпы строительства стали возможны благодаря комплексной программе, идея которой возникла в 2020-м.

«У нас есть долгосрочный план, синхронизированный с точки зрения пассажирских перевозок, с производством воздушных судов, производством двигателей. И мы пытаемся унифицировать всю линейку нашего воздушного транспорта, чтобы по крайней мере в одном классе региональных судов отвертка была одна для всех типов», – отметил О. Бочаров.

Однодвигательный самолет ЛМС-901 «Байкал» по плану заменит устаревший Ан-2. Однако споры по реализации проекта до сих пор идут, так как реализуется он через международную кооперацию. И, по словам О. Бочарова, опыт получился неуспешный, но базовый сертификат будет получен уже в декабре 2023 года. Производство пяти самолетов уже оплачено.

«Самолет «Байкал» будет! Но пока у нас человек на производстве может две недели сидеть, потому что у него крепежа нет, из-за того что какой-то коммерсант на седьмом уровне кооперации торгуется, почем он покупает металл для этого крепежа. Нам нужно их раскручивать в 2024 году», – продолжает он.

В России не отказываются и от реализации проекта по производству ТВРС-44 «Ладога». Самолет получается красивый, но очень тяжело идет работа по определению цеха окончательной сборки, говорит О. Бочаров. «Потому что в региональных самолетах, в отличие от магистральных, мы не можем позволить себе накручивать инвестиционную программу, а в программе нет финансовых возможностей, чтобы оплачивать капитал», – продолжает он.

19-местный L-410 идет в серийное производство, но при условии принятия обязательств по разработке нового фюзеляжа коллегами из Белоруссии. Предполагается, что к 2026 году Россия произведет 72 самолетов L-410. Продолжаются также работы по проекту самолета Ил-114 от ОАК и производство новых отечественных вертолетов, используемых в местной авиации.

Более 6,5 трлн руб. инвестировали РЖД за последние 20 лет

Реализация инвестпрограммы РЖД с 2014 по 2022 год увеличила ВВП России на 1,03% – такие данные приводит генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. При этом наибольший вклад в валовой внутренний продукт, согласно анализу ИПЕМ, формируют затраты компании на оплату услуг по созданию, содержанию и ремонту объектов инфраструктуры. На втором месте по мультипликативному эффекту – электрическое оборудование (закупка устройств коммутации или защиты электрических цепей, оборудования для СЦБ, системы освещения). На третьем – приобретение парка локомотивов.

За два десятилетия на сети реализованы значимые проекты по усилению пропускной, провозной и перерабатывающей способностей на основных транзитных и экспортно ориентированных направлениях, по которым осуществляется транспортировка массовых грузов. Это участки железных дорог, обеспечивающие корреспонденцию грузопотоков к морским портам Северо-Западного и Дальневосточного бассейнов, Черного и Азовского морей, погранпереходам с Азербайджаном, Китаем, Казахстаном, Монголией.

Нельзя не сказать и о прогрессе в области пассажирских перевозок. Запущено высокоскоростное движение поездов «Сапсан» на направлениях Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород, «Аллегро» в сообщении Санкт-Петербург – Хельсинки. Реализованы проекты организации скоростного тактового движения пригородных электропоездов на МЦД и участках Москва – Пушкино, Москва-Белорусская – Шереметьево, Санкт-Петербург – Павловск, Екатеринбург – аэропорт Кольцово и др.

О возросших способностях инфраструктуры свидетельствует статистика грузовой работы. В 2003 году на сети было погружено 1,163 млрд т грузов, а грузооборот составил 1669 млрд т-км. В 2013-м эти показатели увеличились на 6 и 30% соответственно. И если через 10 лет погрузка осталась фактически на том же уровне, то тарифный грузооборот вырос еще на 20%.

Тонно-километровая работа продолжает демонстрировать рост. «Всей железнодорожной отраслью в 2022 году установили абсолютный рекорд по объемам перевозок – 3300 млрд т-км мы перевезли (грузооборот с учетом оплаченного порожнего пробега вагонов. – Прим. ред.). И, собственно говоря, почти за 8 месяцев 2023 года эти цифры идут лучше предыдущего года», – рассказал первый заместитель гендиректора РЖД Сергей Кобзев.

Технические возможности железных дорог развивались вкупе с новым подвижным составом. На ряде стратегических направлений вырос вес поездов: сначала весовые нормы повысились с 5600 до 6300 т, затем – до 7100 т. Широкое применение получили инновационные вагоны с нагрузкой 25 тс.

Увеличивались плечи гарантийного обслуживания, то есть безосмотровые участки следования подвижного состава. А за счет внедрения современных средств ЖАТ и обновления хозяйства энергетики стало возможным сократить межпоездной интервал и внедрить новые технологии, повышающие интенсивность движения, которые сегодня помогают сгладить дисбаланс между дефицитом инфраструктуры (особенно в период проведения летне-путевых работ) и растущим спросом на перевозки.

Под растущие нагрузки на инфраструктуру эксплуатационники берут на вооружение более совершенные конструкции и элементы железнодорожного пути. В частности, стали применяться рельсы Р65 категории ДТ350, появились другие виды рельсовой продукции, например Р65 ДТ400ИК и Р65 ДТ370, которые обладают улучшенными прочностными характеристиками.

Стратегической программой развития РЖД предполагается увеличить срок службы (пропуск межремонтного тоннажа) верхнего строения пути до 2–2,5 млрд т брутто на километр. Достижению такого параметра при обеспечении безопасности движения поездов будет способствовать внедрение элементов пути с повышенным ресурсом.

Запрет на ввоз личных вещей в ЕС исполняют страны Балтии и Германия

В пятницу стало известно, что к запрету присоединяется Финляндия. Пересекать границу больше не смогут транспортные средства с российскими номерами, рассчитанные менее чем на 10 пассажиров. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщает министр иностранных дел Элина Валтонен, передает Yle.

Финляндия. «В вопросе допуска российских машин Финляндия собирается следовать общей линии с Евросоюзом», – передает Yle слова министра иностранных дел Элины Валтонен.

Однако сообщается, что в запрете на въезд будут некоторые исключения, о них Финляндия сообщит позже. Впрочем пока нет точной информации о сроках, когда запрет вступит в полную силу. Скандал о запрете допуска автомобилей с российскими номерами разгорелся на этой неделе из-за разъяснений на сайте Еврокомиссии, оно появилось 8 сентября. Разъяснения, данные Еврокомиссией, не являются нормативным актом – это всего лишь интерпретация самой Еврокомиссии, об этом РЖД-Партнеру сказал Илья Рачков, адвокат, партнер «Некторов, Савельев и партнеры».

«Еврокомиссия неверно толкует право Евросоюза. В частности, если буквальный текст регламента приводит к абсурдным результатам (а это именно тот случай), то суды стран Евросоюза и самого Евросоюза должны посмотреть на текст регламента через призму цели и объекта этого нормативного акта. Его цель и объект – не ущемить права человека (на свободу передвижения, собственность, личную жизнь, тайну корреспонденции и т. д.), а создать экономические трудности России как государству (а не ее отдельно взятым гражданам)», – пояснил он.

Таможенные органы Евросоюза вправе конфисковать у россиянина, если верить разъяснениям Еврокомиссии, как у туриста, так въезжающего в Европу в деловых целях, косметику (код ТН ВЭД 3304), чемоданы (4202), ноутбук (8471), мобильные телефоны (8517). Все эти товары фигурируют в приложении XXI к ст. 3i.

Эстония ввела ограничения на пропуск автомобилей с российскими номерами на этой неделе. Первый автомобиль задержали на погранпункте в Нарве 13 сентября. Как сообщает Федеральная таможенная служба, на погранпункте Нарва-1 развернули автомобиль с российскими номерами, за рулем которого был человек с двойным гражданством – России и Литвы. Его направили обратно на территорию России. ФТС подчеркивает, что под запрет не попадают мотоциклы и прицепы к легковым автомобилям, имеющие российскую регистрацию, а также машины и автобусы из Белоруссии.

«Выезд авто с российскими номерами из Эстонии также производится в штатном режиме», – уточнили в таможенной службе и добавили, что со стороны РФ каких-либо изменений в порядке пропуска нет.

Со стороны российской таможни каких-либо изменений в порядке пропуска и оформления въезжающих транспортных средств с регистрационными номерами Эстонии, Латвии и Литвы нет, добавляет Кингисеппская таможня.

Литва. Как пишут литовские СМИ, в Брюсселе не смогли ответить на вопрос, что делать с машинами и вещами российских туристов, которые запрещены для россиян в Евросоюзе. На прямой вопрос литовских журналистов, означают ли обновленные правила, что машина российского туриста, на которой он хочет въехать в Евросоюз, подлежит конфискации, представитель Еврокомиссии Дэниэл Ферри сообщил, что у него пока нет ответа. «Машины с российскими номерами не могут въехать в Евросоюз, но страны-члены решают, как это реализовать. Я проверю, есть ли у нас объяснение, как это должно быть», – сказал он.

Теоретически таможенные органы стран Евросоюза вправе изымать у граждан России личные вещи, перечисленные в приложении XXI к директиве ЕС № 833/2014, и, наверное, некоторые особо рьяные таможенники так и будут поступать, говорит И. Рачков. Однако это будет чревато множеством исков от пострадавших, добавляет он.

«Скорее, таможенники пойдут по другому пути: будут предлагать не ввозить эти вещи в Евросоюз или пройти полное таможенное оформление ввоза в свободное обращение (с уплатой ввозных таможенных пошлин). Хотя не исключаю, конечно, эксцессов (вроде изъятия автомобиля у гражданина России в ФРГ). Тем не менее гражданину России удалось отстоять свои права в суде ФРГ, хотя для этого потребовалось определенное время, деньги и силы», – резюмирует адвокат.

Вышел спецпроект «Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?»

Закон о непрерывной холодильной цепи так и не принят, специализированного подвижного состава практически нет, да и тарифные условия для перевозок таких грузов по сети РЖД, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Об этом отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса спорили на деловом семинаре «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованном журналом РЖД-Партнер. Часть выступлений вошли в спецпроект.

Российские рефвагоны готова покупать Индия. Для поставок по маршрутам коридора Север – Юг, включая морское плечо перевозки, конечно, логично привлекать рефрижераторные контейнеры, говорит Алевтина Кириллова, генеральный директор АНО «Евразийская агрологистика» – дирекции/координатора интеграционного проекта ЕАЭС «Евразийский агроэкспресс». «Большую проблему представляет из себя дефицит современных вагонов для перевозок пищевых грузов для индийских потребителей», – говорит она в интервью РЖД-Партнеру.

Один из инициаторов привлечения «РусРеф» на индийский рынок, представитель Индии в Клубе «Север – Юг» г-н Атул Упадхайай, объясняет, что правительство Индии сейчас вкладывает колоссальные усилия и деньги в развитие транспортной инфраструктуры. ВВП Индии растет на 7% в год, увеличивается и доля молодого трудоспособного населения, которое обеспечивает рост спроса на качественное потребление.

«Проблема нехватки «холодного» транспорта у нас существует давно. Вместе с этим мы в Индии высоко ценим российское транспортное машиностроение, есть много примеров успешного сотрудничества в этой отрасли», – говорит он.

Однако сама Россия не готова инвестировать в рефконтейнеры от отечественного производителя, говорит генеральный директор компании «Термокон» Олег Воронов. По его словам, дефицит рефконтейнеров российские операторы восполняют в основном импортным оборудованием, а российское государство ведет себя так, как будто рефрижераторные контейнеры отечественного производства ему не нужны.

«Отечественный рефконтейнер на 80% состоит из отечественных деталей, а это значит, что его можно отремонтировать в России, что не просто удобно, но и значительно увеличивает срок службы. И главное – отечественные рефконтейнеры в принципе подлежат ремонту», – говорит он.

Китай предлагает российским операторам не опытные образцы, а большие партии, по 100 ед. Однако китайские производители не закладывают в свою продукцию опцию ремонта – они, по словам О. Воронова, предполагают, что при поломке оборудования контейнер нужно заменять.

«Рефконтейнеры российского производителя приспособлены к отечественным условиям: они прочнее, а для термоизоляции применяются материалы, выдерживающие вибрационную нагрузку, возникающую из-за особенностей российской железнодорожной инфраструктуры», – продолжает О. Воронов.

Первым в китайском контейнере, который эксплуатируют на российской железнодорожной сети, осыпается пенополиуретан. И получается, что срок службы контейнера намного ниже, даже чем тот, что указывает производитель. Кроме того, у этих рефов – тонкие стенки теплоизоляции, а сама холодильная машинка снята с автомобильного транспорта с верхней подачей холода. Поэтому в летнее и зимнее время есть замечания по сохранности продукции.

«Толщина термоизоляции у российского рефконтейнера на 10 см больше. Это позволяет в случае отказа силовой установки перевозить скоропорт в режиме термоса и держать более низкую температуру, что очень важно при перевозке грузов, чувствительных к условиям, особенно в летнее время. Помимо этого, у нашего рефконтейнера система подачи воздуха находится не сверху, а снизу, благодаря чему продукция быстрее охлаждается. И при всем этом он достаточно экономно потребляет энергию», – резюмирует О. Воронов.

Для перевозки скоропортящейся продукции в России используют крытые вагоны и контейнеры, то есть непригодный для этих целей подвижной состав, об этом РЖД-Партнеру говорят в компании «Евросиб».

«Летом в крытых вагонах при полном отсутствии изоляции кузовов перевозят консервы, молочную продукцию. Такой способ транспортировки не может не сказаться на качестве продукции», – поясняет участник рынка.

Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520, признается: чтобы грузовладелец взыскал убытки, он должен как минимум доказать факт нарушения обязательства, факт причинения и размер убытков, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) транспортной компании и этими убытками. «Зачастую суды также подробно исследуют наличие обстоятельств, которые могут освободить перевозчика от ответственности», – говорит она.

Правовое регулирование каждого вида перевозки – автомобильной, железнодорожной, морской – имеет свои особенности. В суде рассматриваются дела, когда грузоотправитель отдал груз транспортному экспедитору, а тот, в свою очередь, доставил конечному получателю, использовав для доставки как морской, так и автомобильный и железнодорожный транспорт.

Читайте спецпроект по ссылке.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions