+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.12.2023 18:00:39
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

На 1,9%, до 101,5 млн тонн сократилась погрузка на сети РЖД в ноябре, об этом сообщает пресс-служба железнодорожной компании. Но итоги погрузки за первые 11 месяцев соответствуют показателю за аналогичный период прошлого года, чуть более 1,1 млрд тонн. В 2023 году выросла погрузка зерна, кокса, удобрений, но сократили погрузку в ноябре именно эта номенклатура грузов. Железнодорожный монополист динамику связывает с «сохраняющимися ограничениями экспортных поставок нефтепродуктов, введенных правительством в связи с ситуацией на внутреннем рынке». Эта новость, по мнению журналистов РЖД-Партнера могла бы стать главной, но есть еще одна – Кабмин РФ сократил срок предоставления лицензий на пассажирские ж/д перевозки. Представляем традиционный обзор событий, произошедших в последнюю неделю ноября. И напоминаем, что в первую неделю декабря РЖД-Партнер проведет XXI Международную конференцию «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Подробности о мероприятии - по ссылке.
Обзор событий недели
Кабмин РФ сократил срок предоставления лицензий на пассажирские ж/д перевозки

С 1 сентября 2024 года срок предоставления лицензий на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом будет сокращен вдвое, до пяти рабочих дней, соответствующее постановление подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Документом предусматривает расширение видов электронной подписи, которые можно использовать при подаче заявления о предоставлении лицензии через портал госуслуг. В частности, усиленной неквалифицированной электронной подписи и простой электронной подписи. Работа ведется в рамках проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, который стартовал в августе 2021 года.

«Мы упростили процедуру получения разрешительных документов, перевели ее в цифровой вид. Сам сервис сделали максимально удобным и интуитивно понятным для предпринимателей. Чтобы пользоваться им, не нужны специальные знания или навыки. При этом мы не снижали регуляторные требования, только сократили сроки, убрали лишние документы, которые и так есть у ведомств. Теперь госорганы обмениваются данными в цифровом виде», — отметил вице-премьер — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В проекте задейсвованы 43 федеральных органа власти и две госкорпорации. Для получения разрешений и лицензий, за которые ответственны участники проекта, предпринимателям достаточно подать электронное заявление на портале госуслуг. Уполномоченный орган сам проверяет сведения и соответствие заявителя установленным требованиям. В результате бизнес получает разрешения без прохождения длительных процедур и предоставления дополнительных документов, подчеркивает пресс-служба правительства. Реализация проекта снимает административные барьеры и снижает издержки бизнеса. С его помощью сроки выдачи лицензии в среднем сокращены втрое, с 45 до 15 рабочих дней, других разрешений — с 43 до 23 рабочих дней. Количество документов для получения лицензии уменьшилось в среднем с 10 до 5, для получения других разрешений — с 8 до 5.

Новая редакция ПНД: Правила новые – проблемы старые

Правительство РФ фактически признало наличие дефицита провозной и пропускной способности инфраструктуры, а также то, что усилия, направленные на расшивку узких мест, не приносят должного результата, новую редакцию ПНД обсудили на заседании президиума правительственной комиссии по транспорту, которое провел первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов. Документ в первой редакции приняли в 2003 году. И в нем шла речь именно о перевозчиках. В ходе реформы РЖД на сети предполагалось появление независимых перевозчиков, в которые должны были трансформироваться железнодорожные операторы – владельцы вагонов. После того, как в РФ так и остался по сути единственный сетевой перевозчик, ПНД утратили актуальность. Однако принцип недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре остался закрепленным в уставе ОАО «РЖД» в главе II «Цели, задачи и виды деятельности общества». Да и развитие рынка предоставления вагонов под перевозку грузов частными компаниями продолжалось.

Благодаря операторскому движению развитие вагоностроения приобрело новый виток развития. В 2008 году парк грузовых вагонов впервые за много лет превысил 1 млн ед.

«Подобный уровень инвестиций в приобретение подвижного состава стал возможен только благодаря появлению частной собственности на вагоны и созданию условий для их недискриминационного доступа на сеть РЖД», – отметила заведующая кафедрой «Экономика, организация производства и менеджмент», заместитель директора ИЭФ по науке РУТ (МИИТ) Ольга Ефимова.

Согласно данным ОАО «РЖД» парк грузовых вагонов на сети сегодня составляет около 1,3 млн. ед., добавила эксперт. По словам исполнительного директора Союза «Объединение вагоностроителей» Евгения Семенова, нормальная загрузка вагоностроительных предприятий – около 60 тыс. вагонов в год. В какие-то периоды их требуется больше, а в какие-то – меньше. Внутри циклов должна корректироваться и структура пополняемого парка. Представители ОАО «РЖД» полагают, сеть скоро не сможет разместить все вагоны, составляющие общий парк. Она создавалась, чтобы вагон перемещался по рельсам, а не стоял где-то в тупике.

На первом этапе на железных дорогах расширили палитру логконтроля. Затем внедрили дополнительную ступень ограничений в инструментах суточного клиентского плана – в дополнение к форме месячного планирования ГУ-12. Позже правительство РФ на Восточном полигоне установило очередность перевозок. Теперь предлагают расширить практику применения очередности и на другие полигоны.

Разработанный ФАС проект ПНД в новой редакции, который предложили накануне в на заседании правительства, однозначно устанавливает очередность перевозки грузов, а также определяет порядок работы ОАО «РЖД» с заявками грузоотправителей по лимитирующим направлениям.

«Необходимость изменений связана с новой экономической ситуацией и перераспределением грузопотоков. Представленная на обсуждение редакция правил недискриминационного доступа взята за основу. Все предложения, озвученные на заседании, будут проработаны. Планируется, что итоговый документ начнет действовать с 1 сентября 2024 года», – проинформировал А. Белоусов.

РЖД строит транспортный коридор из России в Китай для малых и средних компаний

Сначала мы боролись с неплатежами, потом разворачивались на восток и выстраивали новую логистику. А сейчас испытываем серьезные проблемы, об этом на Экспортном совете Санкт-Петербурга, заседание которого состоялось в рамках Международного форум-выставки «Российский промышленник», рассказал Михаил Левчук, исполнительный директор ЗАО «Аргус-Спектр».С его слов самая большая сложность, которую пока не могут преодолеть экспортеры России – это получение сертификатов. После ввода санкций все российские сертификаты отозвали, оставшимся на рынке международным сертификационным центрам – выдали запрет на работу с российскими компаниями.

«Все, что контролируется британской и американской системами сертификации, нам недоступно», - пожаловался он.

Компании-экспортеры, в частности, производители электроники, сейчас находятся «в растерянном состоянии». Один из вариантов решения проблемы, по мнению Михаила Левчука, – это создание совместных предприятий на нейтральных территориях, например, создание технопарков в Индии. Экспортер предлагает сертификат на продукцию получать в Индии, Саудовской Аравии.

За первое полугодие 2023 года объем экспорта из Петербурга вырос на 4,3%, если сравнивать с аналогичным периодом 2022 года. Петербург нарастил поставки продукции машиностроения, древесины и продукции целлюлозно-бумажной продукции. Петербург экспортирует металлы и изделия из них, а также продукция химической промышленности. Гидравлические, паровые турбины, напрмиер, направляют в Пакистан, Эфиопию, Бангладеш, Ирак, Турцию и другие страны. Бульдозеры и экскаваторы – в Чили, ЮАР, Турцию. Коммуникационная аппаратура из Петербурга едет в Индию, Таиланд, медицинские приборы – в Китай, Саудовскую Аравию, Бангладеш. В Казахстан, ЮАР, Вьетнам, Марокко кондитерские изделия из Петербурга.

«Важно отметить, что если бы петербургские производители не работали с дружественными странами еще до санкций, они не смогли бы в такой короткий срок наладить новые контакты и активно расширять рынки сбыта», - уверен председатель комитета по внешним связям Евгений Григорьев.

Новым механизмом по развитию экспорта может стать эксперимент, который Российский экспортный центр (РЭЦ) проводит вместе с РЖД. Как пояснил вице-президент РЭЦ Роман Генкель, речь идет о создании транспортного коридора из России в Китай для малых и средних компаний. Они получат возможность отправить свой груз в Китай по железной дороге из Московской области.

«Уже есть потенциальные поставщики грузов, но проблема заключается в регулярности поставок. Если они будут осуществляться как минимум раз в месяц, то проект заработает. Но пока такой периодичности добиться сложно», - заключил Роман Генкель.

Беспилотники на старте: инвестиций мало, надо еще открыть небо

Для развития рынка беспилотных технологий необходимы новые механизмы инвестирования. Но этого мало. Государство должно изменить законодательство. Об этом говорили участники сессии «Беспилотные технологии сегодня и завтра», которая проходила в рамках международного форума-выставки «Российский промышленник» на площадке КВЦ «Экспофорум».

50 млрд рублей инвестор готов вложить в беспилоты

Инвестор вкладывает деньги в развитие тех технологий, которые имеют перспективы. Максим Дузь, директор бизнес блока ГКР «ВЭБ.РФ», считает, что беспилотные технологии – это уже не будущее, а самая что ни на есть настоящая реальность: они уже активно используются в разных сферах, в том числе в такси.

«Лет пять назад в Сингапуре я увидел первый беспилотный поезд, и меня это сильно впечатлило. Я все ждал, когда это появится в России. Казалось, что мы придем к тому, что легче обеспилотить – транспорт, который движется по рельсам. Но Россия не идет проторенными путями», – говорит Дузь.

Россия одновременно реализует беспилоты на суше, воде и в воздухе. В частности, заявлены планы о реализации проект-маяка «Автономное судовождение». Оно уже используется на Сахалине и в Приморском крае. Петербург тоже намерен перейти на беспилотную навигацию в портовой зоне, но «новая реальность, скорее всего, сдвинет сроки реализации проекта», говорит инвестор. По мнению инвестора, стивидорные компании и грузовладельцы не готовы вкладывать деньги в автономное судовождение, все силы и средства они направляют на построение альтернативных торговых маршрутов. Кстати, создание беспилотных логистических коридоров – это тоже один из проектов-маяков, которые курируются на уровне российского правительства. Первое движение беспилотов по М-11 запущено этим летом, но инвестор все равно называет это движение беспилотного грузовика технологическим экспериментом по реализации возможностей. Последние несколько лет тестируют проект по реализации беспилотной авиадоставки грузов.

«Логистика – это самая сложная сфера. Здесь тяжелое беспилотие в самом уязвимом состоянии», – говорит Дузь.

В последние пару лет рынок венчурных инвестиций просел, из России ушли крупные венчурные фонды, инвесторы снизили активность, почти пропала бизнес-ангельская деятельность. Эксперт говорит, что объем инвестиций в проекты ранних стадий сократился более чем в 10 раз.

«Большинство стран мира вкладывают в новые технологии больший объем, чем Россия. Российский рынок приучен к кредитным инструментам, и финансирование через займы. Но стандартные инструменты не позволяют активно развиваться», – говорит Дузь.

Банки требуют «понятного рынка», а его не может быть в проектах ранних стадий, продолжает инвестор. Участники сессии согласны, отрасль ожидает поддержки со стороны государства. Пусть не финансовой поддержки, так законотворческой.

«Все компании, которые добились успеха в сфере беспилотной авиации, созданы и развиваются на частные средства. Но поскольку государство заявляет о том, что развитие данного сегмента – одна из наиболее важных задач, наверное, нужно поддерживать отрасль», – говорит Глеб Бабинцев, генеральный директор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ» .


Антон Никифоров, руководитель отдела беспилотных авиационных систем АО «Почта России», говорит, что эксперимент с беспилотниками компания начала еще в 2021 году. Тогда была организована перевозка грузов Почты России на Ямале. Сейчас экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных авиасистем для Почты России действует на Ямале, а также в Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Чукотском автономном округе. Экспериментальная сеть пока включает 19 маршрутов, ожидается, что она будет расширена до 33 маршрутов.

М. Дузь заявляет, «ВЭБ.РФ» готов инвестировать до 50 млрд рублей в сегмент высоких технологий, в первую очередь беспилотной авиации.

Испытания авиадвигателя ПД-35 запланированы на начало 2024 года

Испытания турбореактивного двигателя ПД-35 планируется провести в начале следующего года, говорится в сообщении в официальном telegram-канале Ростеха.

«Испытания полноразмерного турбореактивного двигателя пятого поколения ПД-35 запланированы на начало 2024 года. В России авиадвигателей такого размера и мощности еще не выпускали — диаметр вентилятора составляет 3,1 метра, тяга — 35 тонн», — сообщили в госкорпорации.

В октябре закончились испытания важнейшей части двигателя — газогенератора. Испытания прошли в условиях, имитирующих работу полноразмерного мотора, и показали хорошую сходимость полученных параметров газогенератора с проектными данными.

Эксперт: экономика России прошла наивысшую точку в первом квартале

Рецессию российская экономика пережила в первом квартале 2023 года, а дальше ситуация ухудшилась. Неудивительно, что в прогнозе Минэкономразвития появилась цифра прироста в 2,8% ВВП – это позволяет обойтись без ухудшения и ограничиться всего лишь стагнацией, об этом экономист Евгений Надоршин рассказал РЖД-Партнеру в преддверии подготовки к деловому завтраку, с которого начнется XXI Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». РЖД-Партнер проведет мероприятие уже 7 декабря.

Летом министр финансов сообщил, что экономика страны может вырасти на 2,5%. Если раскидать такой экономический рост по кварталам, то получится, что он плавно замедляется и ситуация устойчиво ухудшается со второго квартала, говорит Евгений Надоршин.

«Неудивительно, что в прогнозе МЭР появилась цифра прироста в 2,8% ВВП – это позволяет обойтись без ухудшения и ограничиться всего лишь стагнацией», — продолжает экономист.

Эксперт ссылается на статистику: численность юрлиц сократилась на 5,8% до 2,2 млн, численность ИП, наоборот, выросла на 19% до 3,9 млн. Занятость в предприятиях малого и среднего бизнеса сократилась на 360 тыс. человек, до 15,1 млн, предприятия, зарегистрированные на юридических лиц, потеряли меньше, 540 тыс. человек, а индивидуальные предприниматели и вовсе заявляют об увеличении персонала – 180 тыс. человек приняли в предприниматели. Эксперт подчеркивает, в российской экономике идет процесс укрупнения.

«Но растет только сегмент среднего бизнеса. Число субъектов увеличилось на тыс., до 18,7 тыс. субъектов, занятость выросла на 115 тыс. человек, почти до 2 млн. Самый динамично растущий в относительном выражении сегмент – это индивидуальные предприниматели, прирост на 31,4%. Аж 12,5 тыс. занятых!» - восклицает экономист.

В складывающихся реалиях малый и средний бизнес государству пригодится разве что для снижения санкционного воздействия, продолжает он.

«Укрупнение видно и внутри крупных бизнесов. С 2018 года концентрация в обрабатывающей промышленности без учета предприятий малого и среднего бизнеса выросла втрое (по индексе Херфиндля-Хиршмана). Внутри сегмента растет средний бизнес и сокращаются малый и микро, даже растущее число индивидуальных предпринимателей, скорее, следствие измельчания бизнесов более крупного размера ранее» - резюмирует он.

Для сравнения, в Китае инфляция подавлена. Основная причина – недостаток внешнего и внутреннего спроса. Из значимых внешних рынков только торговля с Россией динамично растет: Россия может стать третьим крупнейшим партнером Китая, предполагает Надоршин.

«Опережающие индикаторы с конца весны не радуют. В третьем квартале темпы экономического роста не превышают 3%. В России стоит готовиться к тому, что китайских товаров будет ещё больше, а вот отгружать продукцию в Китай станет сложнее» - резюмирует эксперт.

Евгений Надоршин в прошлом советник министра экономического развития Российской Федерации, выпускник и сотрудник НИУ ВШЭ. Он выступит на деловом завтраке, который состоится в рамках XXI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Мероприятие организовывает и проводит РЖД-Партнер уже 7 декабря. Подробности и программа по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions