+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.04.2024 18:00:09
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор недели

РЖД-Партнер представляет традиционный обзор событий 14 недели 2024 года.
Обзор недели
На 3,5% упала погрузка на железнодорожной сети в марте 2024 года, до 105,3 млн т грузов

Спад погрузки железнодорожный перевозчик связывает с сокращением спроса на перевозки экспортного угля в порты Азово-Черноморского бассейна по причинам, которые лежат в плоскости взаимодействия грузовладельцев с морскими терминалами, об этом сообщила пресс-служба РЖД.

«Свои коррективы внесла и погода. Сильные морозы и снежные заносы на стороне грузоотправителей и грузополучателей привели к сокращению предъявления грузов, в том числе строительных и черных металлов», – добавили здесь.

А проблемы с выгрузкой из-за смерзаемости угля и мазута потребовали введения ограничений по погрузке в адрес портов Северо-Запада. Среди негативных факторов – отвлечение локомотивного парка для проведения технического обслуживания. РЖД координируют работу с сервисными компаниями, в случае необходимости в оперативном режиме проводится передислокация локомотивов с других участков сети, отчитывается пресс-служба компании.

РЖД перед депутатами Госдумы также заявляли о нехватке тяги. И причин для дефицита несколько: во-первых, сервисные компании испытывают недостаток запчастей, а во-вторых, парк оказался распределен, как в феврале, между депо приписки и полигонами, не очень-то рационально: и получается, что где-то тяги в дефиците, а где-то – ее хватало.

Кроме того, в марте ряд угольных компаний заявили о прекращении отправок в направлении угольного терминала «ОТЭКО» в Тамани из-за высоких ставок на перевалку. Вместе с железнодорожным тарифом (да еще на фоне введения экспортной пошлины на уголь) это снизило привлекательность отправок угля через южные терминалы. По схожей причине в целом сократилась перевалка угля в Усть-Луге. Остался интерес у экспортеров к Мурманску, но туда оказалось сложно пробиться из-за повышенной нагрузки на дальние подходы к Большому морскому порту Санкт-Петербург, где на специализированных терминалах стали восстанавливаться контейнерные грузопотоки. Сюда же добавились цистерны с нефтепродуктами. Получается, углю на северо-западе просто не осталось места. А на востоке – уголь не в первой очереди. Так что спад – не столько из-за высоких ставок стивидоров на юге, сколько из-за системы приоритетов и дефицита провозной способности железнодорожного перевозчика.

Смерзаемость же угля, между прочим, в марте была в обычных пределах. Да и обработка его в Усть-Луге ведется с подогревом при помощи вагоноопрокидывателей.

Отдельный разговор по поводу смерзаемости мазута – проблемы в данном случае начались у клиентов при отправке тяжелых нефтепродуктов. По данным крупной нефтяной компании, в ОЖД в марте задерживали отправки не только дополнительных объемов нефтегрузов, но и тех, что были запланированы. В результате в ОЖД уговаривали клиентов на мурманском и калининградском направлении продлить сроки поставок, чтобы избежать штрафов за просрочки доставки. А ведь речь шла в том числе о цистернах с мазутом, который перед отправкой на путях необщего пользования требовалось поддерживать нужной температуры.

Отсюда – и ограничения с отправками нефтепродуктов на северо-западе: груженые цистерны «замерзли» в процедурах в зоне ответственности перевозчика.

В итоге неудивителен минус в погрузке нефти и продуктов ее переработки на РЖД (18,5 млн т, -0,5% к марту 2023 года). А ведь, между прочим, мог быть и плюс: грузы имелись, но их в ряде случаев не могли принять к отправке.

Снижение погрузки стройматериалов (-13%) и цемента (-2%) во многом связано с переключением данных номенклатур на автотранспорт из-за тарифной политики перевозчика.

На РЖД тариф проиндексировали вне зависимости от ситуации на рынке. А на нем пока спад. И автоперевозчики предложили более выгодные условия – даже на достаточно длинных расстояниях. Причина снижения погрузки щебня – сокращение перевозок балласта для нужд РЖД.

Насчет грузов ГМК – тут, как признались эксперты, картина действительно сложная: на рынке спад. Соответственно, по всем основным позициям – уход в отрицательную зону: черные металлы (-8%), железная руда (-1%) и лом черных металлов (-18,2%). В минусе также лес (-4%) в связи с окончанием вывоза древесины с зимников. Впервые за последние месяцы снизилась погрузка остальных грузов, в том числе в контейнерах (-2%). Это как раз совпало с активным внедрением отправок контейнерных поездов длиной в 71 условный вагон. Клиенты просто не смогли выполнить условия перевозчика. В противном случае им приходилось доплачивать – или за простой вагонов в ожидании формирования составов, или за отправку контейнеров повагонными партиями. А это дороже. И не для всех оказалось приемлемым.

Погрузку подтянули четыре вида номенклатур: минудобрения, зерно, химикаты и сода, а также промсырье и формовочные материалы. Минудобрения вышли в рост за счет экспорта через российские морские порты. Соответственно, спрос на них на фоне оживления выпуска химгрузов подстегнул выпуск химикатов и соды. Прибавка в погрузке зерна оказалась по сравнению с предыдущим периодом незначительной – около +7%. Как и ожидалось, сказались введенные в РФ ограничения на экспорт и ухудшение мировых цен на зерно.

В 3,7 трлн руб. оценивают модернизацию Восточного полигона до 2035 года

О перспективах модернизации Восточного полигона говорилось на межведомственном заседании Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики. В 2024 году завершается II этап реконструкции БАМа и Транссиба. Ежегодная провозная способность инфраструктуры в экспортном сообщении по его итогам достигнет 180 млн т. На этот год к освоению запланировано 336 млрд руб., что почти на треть превышает прошлогодний плановый размер финансирования.

«Всего в 2024 году планируется выполнить отсыпку порядка 17 млн куб. м земполотна, укладку 870 км верхнего строения пути, устройство 377 км контактной сети и строительство 589 объектов ИСО, таких как водопропускные трубы и мосты», – сообщил начальник управления сопровождения проектов развития Восточного полигона Дирекции по капитальному строительству ОАО «РЖД» Вадим Ильинов.

Несмотря на сложные климатические условия, с начала года подрядчиками отсыпано 1,8 млн куб. полотна, произведено устройство 28 км контактной сети, проложено 609 км кабелей. Работы завершены на 27 искусственных сооружениях.

В настоящий момент на Восточном полигоне трудятся 11,5 тыс. строителей, в пиковый период, который придется на сентябрь, их число возрастет примерно до 33 тыс., уточнил В. Ильинов.

Важно, что завершающиеся в этом году строительные работы плавно перейдут в III этап, когда основные людские и технические ресурсы будут находиться в регионах расположения БАМа. То есть как таковой перебазировки подрядчиков в целом не понадобится, пояснил представитель РЖД. Это позволит в максимально сжатые сроки продолжить стройки.

Стоимость III этапа развития Восточного полигона, рассчитанного до 2032–2035 годов, предварительно одобрена на сумму 3,7 трлн руб., проинформировал В. Ильинов. Эту цифру подтвердил замглавы Минтранса РФ Александр Пошивай. По его словам, в III этап включено 277 различных объектов. Провозная способность полигона сначала возрастет до 210 млн т, а затем до 270 млн т в год.

В ходе нового этапа помимо дополнительных Северомуйского, Кодарского, Кузнецовского тоннелей и моста через Амур планируется возвести 170 вторых главных путей, 69 двухпутных вставок, реконструировать 137 станций. Также будут построены 3 крупных обхода вокруг больших железнодорожных узлов.

Общая протяженность укладываемых путей на БАМе и Транссибе составит порядка 2,7 тыс. км. Кроме того, предполагается построить почти 1,2 тыс. мостов.

За счет модернизации БАМ (во всяком случае его сквозное направление от Тайшета до Советской Гавани) должен стать, как и Транссибирская магистраль, полностью двухпутным. В то же время регионы, в частности Приморье, поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.

«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.

По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн т грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд руб. по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн т. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.

В пресс-службе РЖД на запрос относительно того, будет ли включено строительство третьего пути на участке Хабаровск – Амурский залив в программу Восточного полигона, не ответили.

РЖД: воздух, перевозимый в контейнерах, должен становиться все более дорогим

1,23 млн ДФЭ перевезли РЖД в прошлом году по Восточному полигону. Для сравнения, в 2022 – 1,04 млн ДФЭ, темпы прироста составили 18,5%, в этом году темпы прироста снизились до 4%. Всего лишь, отметил Алексей Шило, заместитель генерального директора РЖД – начальник ЦФТО, приводя эту статистику. С его слов, за первые два месяца 2024 года перевезено 189 тыс. ДФЭ, годом ранее в аналогичный период – 182 тыс. ДФЭ.

«Ключевой фактор риска для роста погрузки – возможности инфраструктуры», – продолжил он.

РЖД в минувшем году попросили закрепить квоту контейнерных поездов на Дальний Восток, чтобы из Дальнего Востока вывозить стратегический импорт. А. Шило эту квоту назвал преимуществом, которое в этом году уже не действует: оно исчезло и из Временных правил, и из Поручений. Взамен РЖД получили новую балансировку по приоритетности грузов внутри Восточного полигона. А она привела к «гонке очередей», продолжил А. Шило. Как только уголь и контейнеры закрепили себе более высокий приоритет по перевозкам, так сразу появились массовые обращения от грузовладельцев других грузов, которые тоже пожелали себе приоритет на сети.

«Мы спрогнозировали самый интересный вариант: что будет происходить, если все обращения удовлетворят? Тогда большинство грузов войдет в третью очередь, и внутри третьей очереди надо будет устанавливать очередность – это очевидная история. Но так работать невозможно, и участники рынка должны это понимать», – заявил он.

«Продавив» сегодня РЖД, например, на большее количество контейнерных поездов, надо понимать, что другие грузовладельцы тоже будут требовать ровно такие же преференции, либо будут предлагать забрать эти преференции у контейнерных операторов, продолжил А. Шило. Участники рынка могут, например, потребовать проанализировать экономику контейнерных операторов или оценить вклад контейнерных операторов в ВВП, а также качество перевозки по железнодорожной сети. К учету стоимости того, что везут в контейнерном поезде, участники рынка просят прибавить показатели и по невывезенным объемам у предприятий непрерывного цикла. Об этом говорят, в частности, металлурги, которые решают и другие задачи, не только «задачи по наполнению экспортных потоков». Критериев может быть множество, но цель – одна, получить такое же преимущество, какое уже есть у контейнерных операторов.

Воздух, перевозимый в контейнерах, должен становиться все более и более дорогим, отметил А. Шило. Очевидно, требования к пробегу порожних вагонов будут ужесточаться. РЖД уже работает с соседними железнодорожными администрациями, чтобы и они тоже, вместе с российскими железными дорогами, ужесточили требования к работе с контейнерными поездами.

«Сегодня для государства важнее не просто «штука поезда», но и млн тонн в целом грузов. По этому показателю контейнерный поезд проигрывает», – продолжил А. Шило.

А. Шило признался, что у РЖД и у контейнерных операторов есть истории и совместного успеха. В их числе – Дорожная карта по вывозу с Дальнего Востока не менее 4,5 тыс. ДФЭ в сутки. Ее РЖД разработали совместно с контейнерными операторами. Со слов А. Шило, суммарно выполнено 86% мероприятий, перечисленных в документе. РЖД, например, дополнительно закупили технику, операторы – тоже: у них есть и автотранспорт, а также подготовлены фронты погрузки и выгрузки для работы, в том числе и с полувагонами. Кроме того, РЖД укомплектовали штат, чтобы «гасить любые пиковые нагрузки по Дальнему Востоку». Это – пример той ситуации, когда мы, находя компромисс, можем многого добиться, отметил А. Шило. А теперь он предлагает контейнерным операторам подумать над другой задачей – перераспределением контейнерного грузопотока с Восточного полигона на другие направления. Да, сегодня РЖД вышли на четыре контейнерных поезда в месяц, сказал А. Шило. Но рынку нужно больше.

«Сегодня все смотрят на Восточный полигон как на историю, которую развивают только РЖД, а все остальные смотрят: получится или не получится. Приглашаем, давайте вместе подумаем, как сделать так, чтобы перевозки росли! РЖД пока не могут в одиночку «протолкать» вопрос по специальному субсидированию коридора Север – Юг. Вместе, наверное, могли бы, и тогда он бы стал хорошей альтернативой Восточного полигона», – добавил он.

Он предложил контейнерным операторам подумать и над вопросами о развитии портов Северо-Запада, а также и про «сшивку с Севморпутем».

Курортный сбор для гостей Санкт-Петербурга: спросили экспертов, станет ли меньше туристов?

Оплачивать курортный сбор с 1 апреля должны туристы, достигшие 18 лет. Но не все: от него освобождаются сразу 21 льготная группа, среди которых студенты вузов Санкт-Петербурга, члены многодетных семей, ветераны или, например, спортсмены, тренеры, спортивные судьи, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию Санкт-Петербурга. Правда, наличие льготы нужно будет доказать – предоставить подлинник документа, сообщающий о ней, или заверенную копию. Взимать курортный сбор могут юрлица и ИП, которые предоставляют гостиничные услуги, услуги временного размещения и включены в реестр операторов курортного сбора (в реестре сейчас более 600 отелей, гостиниц, хостелов и даже баз отдыха).

Сумма сбора в стоимость проживания не включается. Если представить, что на отдых приехала и остановилась в гостинице на 7 дней пара, не входящая в льготные категории, то они должны будут заплатить сверху 1200 рублей (день заезда не учитывается, поэтому умножаем 100 рублей на 6 дней). Отказаться от уплаты нельзя, за это, как сообщает администрация города, предусмотрена административная ответственность – штраф. «Оператор курортного сбора (средство размещения) должен не позднее дня, следующего за днем, когда был получен отказ от уплаты курортного сбора, уведомить о невозможности удержания курортного сбора уполномоченный орган. В Закон СПб «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» готовятся изменения, предусматривающие привлечение к административной ответственности за неисполнение плательщиками курортного сбора обязанности по уплате курортного сбора, а также за предоставление недостоверных сведений оператором», – сообщает администрация Санкт-Петербурга на своих официальных ресурсах. Уточняется также, отказ в проживании гостям, не желающим оплачивать сбор, не предусмотрен.

Если опираться на законодательство в регионах, где также установлен курортный сбор, то там отказ от выплаты выливается в штраф от 500 до 2000 рублей (таковы данные по Алтайскому и Краснодарскому краям). В контакт-центре по вопросам, связанным с курортным сбором в Санкт-Петербурге, уточнили, что пока по мере ответственности за отказ сориентировать не могут. Курортный сбор взимается в названных выше краях, а также на федеральной территории «Сириус» и в Ставропольском крае: сумма сбора варьируется от 30 до 100 рублей.

Проконсультироваться по вопросам курортного сбора можно по номерам туристского Контакт-центра: +8 (800) 222-88-12, +8 (812) 324-03-03.

Представители турсферы, с которыми поговорил РЖД-Партнер, отметили, что не считают введение сбора большим препятствием для турпотока в Северную столицу. Хотя довольны мерой могут быть не все, соглашается гендиректор сервиса бронирования отелей и квартир ТВИЛ.РУ Алексей Черепахин.

«Сумма в 100 рублей невелика и взимается со второго дня, но для большой семьи, собирающейся остаться в Санкт-Петербурге на несколько дней, она может иметь существенное значение. Недовольны введением сбора и жители Ленинградской области – это отдельный субъект РФ, им при остановке в питерских гостиницах и апартаментах тоже придется платить. По данным ТВИЛ, средняя стоимость ночи проживания в Северной столице в сезон колеблется в районе 4000–4500 руб., а средняя продолжительность проживания – четверо суток. На семью из трех человек это дополнительные 1200 рублей», – комментирует эксперт.

А. Черепахин считает, что серьезно на турпоток введение сбора не повлияет: таков опыт регионов, где он уже давно действует. «Возможно, жители области будут чаще останавливаться вне города, что касается других туристов, то самые туристические направления, такие как Петергоф, Ломоносов, Пушкин, Павловск – это тоже структурные составляющие Санкт-Петербурга. Исключение здесь – Гатчина, которая является самостоятельным городом и столицей Ленинградской области. Однако смысла останавливаться в пригороде, чтобы сэкономить на курортном сборе, особенно нет, ведь тогда часть денег придется потратить на дорогу до выбранных достопримечательностей. Возможно, те, кто ориентирован на бюджетный отдых, будут выбирать апартаменты в более щадящем ценовом сегменте, но точно это выяснить можно будет по прошествии некоторого времени», – считает собеседник РЖД-Партнера.

Введение курортного сбора он оценивает скорее положительно, так как деньги будут направлены на развитие объектов, которые интересны гостям города: «Ожидается, что введение курортного сбора принесет городу в 2024 году более 300 млн рублей. На эти средства собираются оборудовать пляжи на Финском заливе, реставрировать Московские триумфальные ворота, благоустроить Линейный парк на намываемой территории Васильевского острова и создать еще ряд туристических и рекреационных зон, которые гости города с удовольствием будут посещать. Мы видим, что туристический сбор предназначен для блага самих же отдыхающих».

Личный турагент из Санкт-Петербурга Любовь Зайцева тоже считает, что количество туристов курортный сбор вряд ли сильно уменьшит.

«Санкт-Петербург – один из тех городов, куда многие мечтают попасть всю жизнь, как в Венецию, Рим, Париж. В этих городах, к слову, сбор введен уже давно, никого это не останавливает от поездок. Об этом моменте туристы должны знать, поэтому если поездка готовится не самостоятельно, а через турагентство, то обязательно следует предупредить клиентов о дополнительных тратах. Если в путешествие едет большая семья, к примеру, родители со взрослыми детьми, то сумма может быть ощутима для бюджета. Я также переживаю, что у людей, которые не будут знать о курортном сборе заранее, столкнувшись с необходимостью его оплатить, может сложиться негативное мнение о городе. Так что лучше, если турист будет предупрежден», – считает Л. Зайцева.

По ее мнению, аренда квартир, как альтернатива гостиницам, была и будет популярна. А вот будут ли туристы из-за курортного сбора селиться в отелях Ленобласти – вопрос спорный: «Туристы, как правило, хотят иметь возможность легко добраться до достопримечательностей. Поэтому я думаю, что это мера, с которой придется смириться и просто закладывать дополнительный бюджет в свою поездку».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions