От того, насколько осознанно мы поставили цели, зависят и пути, которыми мы к ним идём. Какие же виды транспорта развивать наиболее целесообразно? Это зависит, в том числе и от методологии, которую мы используем для того, чтобы спрогнозировать, какие виды транспорта будут востребованы. В транспортной стратегии, мне кажется, следует всё-таки опираться не только на какие-то линейные тенденции. Сейчас логика документа такова: взяли какие-то очевидные на сегодня тенденции и экстраполировали их до 30-го года. Например, у нас растёт авиатранспорт, значит он будет расти и дальше- давайте развивать авиатранспорт. У нас растут автоперевозки, значит они и дальше будут расти - давайте развивать автоперевозки. А почему они, собственно, будут расти? А что будет после 2030-го года? Ведь нужно смотреть не только на то, что сегодня происходит, но и на то, что происходит на перспективу в макроэкономике. Есть заслуживающие внимания исследования, которые говорят, например, о том, что мы проходим пик добычи ископаемых ресурсов. И если этот пик добычи пройдёт, дальше ресурс ископаемых на топливо будет меньше, и они будут дороже. Сможет ли в таком случае к 30-му году основная часть населения быть мобильной благодаря авиаперевозкам с учетом стоимости авиакеросина? Мне кажется, в этом случае авиатранспорт будет доступен только для очень богатых людей. Тогда надо смотреть, что же будет доступно с точки зрения энергоресурсов. И, наверное, очевидно, что у нас нет пика производства в атомной энергетике или в гидроэнергетике, а значит, они будут доступны, будет доступен электротранспорт. Тогда и фокус должен меняться. Мы должны смотреть на те отрасли, например, железную дорогу, которые на сегодня наиболее технологичны с точки зрения использования электропривода. Можно учесть китайскую модель развивать высокоскоростного движения и технологии скоростной доставки грузов именно железнодорожным транспортом. Нам нужно вернуться и проанализировать заново стратегию развития с дополнительным привлечением отраслевых экспертов и сделать некую актуализацию именно с точки зрения долгосрочного планирования.
Андрей Тимофеев, партнер, управляющий директор, московский офис The Boston Consulting Group