Согласно действующему законодательству тарифы на перевозку пассажиров в пригородном сообщении регулируют органы исполнительной власти субъектов РФ. Они устанавливают и тарифы для населения, и экономически обоснованный уровень затрат компаний-перевозчиков, и размер субсидии из своего бюджета на компенсацию потерь в доходах перевозчиков. Вместе с тем, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, абсолютное большинство регионов устанавливают тарифы для населения ниже экономически обоснованного уровня. А для снижения размера субсидии – существенно занижают экономически обоснованный уровень затрат или вовсе не устанавливают его.
В результате, на конец 2014 года накопленная задолженность субъектов перед пригородными перевозчиками за некомпенсированные потери в доходах составила 28 млрд рублей. А в 2015 году для снижения бюджетных затрат ряд регионов пошли на радикальные меры, существенно сократив количество пригородных маршрутов и электричек (в начале года было отменено около 300 поездов), что привело к вмешательству в ситуацию президента страны Владимира Путина.
Во исполнение поручения президента и был разработан данный законопроект, который обязывает ФСТ России устанавливать нормативный порядок разрешения споров при формировании тарифов на проезд в электричках между пригородными перевозчиками и региональными властями, а также разрабатывать методику расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании платы и сборов.
Как ранее сообщал РЖД-Партнер, ОАО «РЖД», будучи соучредителем большинства российских пригородных компаний, восстановило движение электричек почти во всех регионах. Тем не менее, в ряде из них до сих пор остаются проблемы, с местными властями продолжаются переговоры.
Маргарита Меньшакова