Россиянин, находящийся в Стамбуле, сообщил изданию, что обошел свыше 15 отделений различных крупных турецких банков, прежде чем открыл счет в одном из них. Многие отделения требовали разрешение на работу в Турции, часть утверждали, что в принципе не открывают счета иностранцам, один банк попросил заградительный депозит $5 тыс., еще один – безвозвратную комиссию (не депозит) в размере 2 тыс. лир (около $107). Наиболее лояльно из крупных банков к потенциальному клиенту из России отнеслись в Denizbank (карту заводят при условии внесения депозита в размере 10 тыс. лир на месяц), там же в нескольких отделениях наблюдались и наиболее существенные очереди из россиян. Многие из них пользуются услугами посредников, которые сопровождают процесс открытия счета и взаимодействуют с персоналом отделений, однако счета открывают и без их участия (хотя процесс может затянуться), говорит собеседник издания. Услуги таких посредников могут стоить около $150–200.
Как рассказал один из посредников, работающих в Стамбуле, сейчас с россиянами, которые не имеют вида на жительство, работают только четыре банка: Vakıf Bank, а также входящий в эту банковскую группу Vakıf Katılım, Ziraat Bank и Denizbank. Последний – частный, остальные – государственные кредитные организации.
«После объявления в России частичной мобилизации число приезжающих в Турцию и пытающихся открыть карту россиян выросло в разы. Из-за усталости не все банковские работники хотят обслуживать россиян», – говорит посредник, объясняя это тем, что процедура открытия одной карты, если человек обращается в банк самостоятельно, может растягиваться на 3–4 часа из-за языкового барьера и незнания местных законов. «По правилам банк не может без оснований отказать клиенту в открытии счета, поэтому для отсеивания части новых клиентов банковские работники начинают запрашивать дополнительные документы (например, трудовой договор или справку об учебе в Турции) либо устанавливать крупные депозиты для открытия счета», – утверждает он. По его словам, после 21 сентября из-за большого роста числа россиян, желающих открыть карты, такие случаи участились.
Это подтверждает и банковский посредник Елена Чернышова, которая помогает россиянам открывать счета в Vakıf, Ziraat Bank и Denizbank в Стамбуле и Анталье. «Если человек обратится в банк самостоятельно, то с высокой долей вероятности ему могут отказать в обслуживании. Но сотрудники турецких банков не могут прямо сказать «нет», поэтому придумывают условия, на которые человек не согласится. Например, просят разместить депозит на неподъемную сумму», – описывает она ситуацию с банками в Анталье. Такое усложнение оформления карты Е. Чернышова также объясняет тем, что банковские сотрудники не справляются с сентябрьским наплывом россиян, желающих оформить счет, и создают дополнительные преграды для уменьшения потока людей.
«Проблем при открытии счета и карты не бывает в том случае, если человек обращается за помощью к специалистам, которые выступают посредниками между клиентами и банками. В этом заинтересованы и сами банки, так как вместе со специалистом за один час можно открыть семь счетов, тогда как процедура с самостоятельным клиентом растягивается на 1–1,5 часа», – отмечает Е. Чернышова. При этом, по ее словам, банки в последнее время упростили открытие карт. Например, Denizbank часть процессов перенес в онлайн, тем самым сократив время на оформление, а Vakıf и Ziraat понизили размер обязательного депозита, который нужно положить на новый счет.
Президент России Владимир Путин 21 сентября объявил в стране частичную мобилизацию. После этого начался массовый отъезд граждан из России. Из-за большого числа уезжающих на сухопутных границах с Грузией и Казахстаном образовались многокилометровые пробки, а цены на авиабилеты из-за высокого спроса резко выросли. Одним из самых популярных авианаправлений стала Турция.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.