Новые ставки утверждены постановлением президента Узбекистана Ислама Каримова "О дополнительных мерах по упорядочению внешнеэкономической деятельности". Прежние ставки действовали с 2002 года.
По мнению экспертов, новые ставки импортных пошлин реально повысят цены на ввозимые в республику автомобили примерно на 20%.
В соответствии с документом, на ввоз автомобилей с объемом двигателя не более 1 тыс. кубометров установлена импортная пошлина в размере 20% от таможенной стоимости плюс $1,8 за 1 куб. см. объема двигателя вместо прежней пошлины в размере 30% от таможенной стоимости, но не менее $1,8 за 1 куб. см.
На ввоз автомобилей с объемом двигателя более 1 тыс. куб. см. - не более 1,5 тыс. куб. см. установлена ставка в размере 20% от таможенной стоимости плюс $2 за один куб. см. Прежний размер ставки составлял 30% от таможенной стоимости, но не менее $2 за куб. см
Импорт автомобилей с объемом двигателя более 1,5 тыс. куб. см. - не более 3 тыс. куб. см. будет осуществляться по ставке 20% плюс $2,5 за каждый куб. см. вместо ставки в 30%, но не менее $2,5 за каждый куб. см.
Ввоз автомобилей с объемом двигателя более 3 тыс. куб. см. будет облагаться импортной пошлиной в размере 20% плюс $3 за каждый куб. см. вместо прежней ставки в 30%, но не менее $3 за 1 куб. см.
Документом также установлена новая специфическая ставка при ввозе автомобилей, бывших в эксплуатации (с момента выпуска которых прошло 3 года) - $3 за 1 куб. см. объема двигателя. Прежняя специфическая ставка составляла $1,2 за 1 куб. см. При этом продолжит действовать адвалорная (исчисляемая в процентах от таможенной стоимости) ставка в размере 30%.
В соответствии с постановлением, импортные пошлины на новые автомобили, предназначенные для медицинских целей, оставлены без изменений. Документ также сохраняет действующие ставки акцизов на завозимые в республику автомобили.
В условиях финансового экономического кризиса это служит очередной мерой для поддержки местных производителей автомобилей.
За последние годы импорт легковых автомобилей в Узбекистан снизился в несколько раз из-за проблем с конвертацией местной валюты. При этом объем продаж импортных новых автомобилей составляет в республике не более 3-5%.
В Узбекистане действуют два автомобильных завода: ЗАО GM Uzbekistan (бывшее АО "УзДЭУавто", Асака, Андижанская область), выпускающий легковые автомобили, и ООО "СамАвто" (Самарканд), производящий автобусы и грузовики.