Парк подвижного состава, принадлежащего собственникам, насчитывает порядка 270 тыс. грузовых вагонов, что составляет более 40% вагонного парка ОАО "РЖД".
В 2004 году наблюдался наиболее интенсивный за последнее десятилетие прирост количества приватных грузовых вагонов – 29,8 тыс. единиц. К началу 2005 года парк подвижного состава, принадлежащего собственникам, превысил 250 тыс. грузовых вагонов и достиг к настоящему моменту порядка 270 тыс. единиц, что составляет более 40% вагонного парка ОАО "РЖД". Всего в обновление парка железнодорожного грузового подвижного состава России привлечено более 15 млрд. рублей частных инвестиций.
Объемы перевозок грузов в приватном парке грузовых вагонов за 7 месяцев 2005 года составили 28,8% от всего объема перевозок грузов по российским железным дорогам. Для сравнения: в 2004 году этот показатель был равен 27%, в 2003 году - 21,2%, в 2002-м – 16,5%.
Наиболее привлекательными для владельцев подвижного состава являются перевозки высокодоходных грузов: доля перевозок в приватном и арендованном подвижном составе в данном сегменте составляет более 45%.
В настоящее время завершается доработка нормативных документов, касающихся оказания услуг по использованию инфраструктуры. К числу других мероприятий относятся разработанные и принятые нормативные документы: положение о порядке передачи грузовых вагонов ОАО "РЖД" в аренду; положение о порядке передачи локомотивов ОАО "РЖД" в аренду; примерная форма договора аренды локомотивов открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Второй этап структурной реформы на железнодорожном транспорте включает, в том числе проработку организационно-правовых механизмов и последствий создания дочерних акционерных обществ ОАО "РЖД", осуществляющих грузовые перевозки, и рассмотрение вопроса о целесообразности такого создания.
Локализация бизнесов в сфере грузовых перевозок осуществляется либо с ориентацией на определенные, специализированные виды перевозок (например, контейнерные перевозки или перевозки в изотермическом подвижном составе, соответственно " Трансконтейнер " и " Рефсервис "), либо с ориентацией на определенные региональные сегменты или маршруты (например, совместное предприятие с немецкой компанией "Рейлион"), либо и то, и другое (ЗАО "Русская тройка").
Также на различных стадиях проработки находятся несколько проектов создания дочерних обществ ОАО "РЖД" в области организации совместных компаний с крупными операторами или предприятиями-грузоотправителями (на паритетных началах), специализирующимися на однотипных видах грузов или ориентированных на определенные транспортные маршруты (коридоры), а также в области организации специализированных грузовых перевозочных компаний – дочерних обществ с преимущественным участием ОАО "РЖД". В настоящее время осуществляется проработка обоснования создания совместных операторских (перевозочных) компаний по перевозкам нефтепродуктов, угля, металла и рудного сырья и по перевозкам в специализированном подвижном составе минеральных удобрений и сырья.
Помимо повышения эффективности использования подвижного состава и удержания высокодоходных сегментов рынка грузовых перевозок, создание ДЗО в сфере специализированных перевозок позволит: снизить эксплуатационные расходы и инвестиции "материнской" компании в ремонт и обновление подвижного состава; обеспечить рост тарифных поступлений в "материнскую" компанию (инфраструктурная составляющая) за счет увеличения объема перевозок в первую очередь высокодоходных грузов; обеспечить рост капитализации и в долгосрочной перспективе получить дополнительные доходы за счет продажи на конкурсной основе пакетов акций созданных дочерних обществ, передает департамент по связям с общественностью ОАО "РЖД".
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.