– Изменился. В 2024 году грузопоток получил ярко выраженное смещение к поставкам импортных грузов из азиатских стран – это общий тренд всех импортных перевозок в Россию. В наших кейсах доставки прослеживается увеличение количества проектов, связанных с доставкой целых производственных линий, оборудования для заводов. То есть импортеры завозят производственные мощности для того, чтобы изготавливать продукцию на территории России. Учитывая курс валюты, увеличенные пошлины на товары недружественных стран, внутренние производство в России становится выгодным, по крайней мере, количество привозимого оборудования говорит об этом.
В 2024 году только наша компания поставила на российский рынок буровое, лабораторное и холодильное оборудование. Сложность логистических цепочек возникает в случае перевозки негабаритного оборудования и/или с использованием перевозки через несколько транзитных стран.
Дорогостоящие грузы требуют особенного отношения на всех этапах перевозки: обязательное страхование на всем пути перевозки, контроль упаковки товара на загрузке на складе отправления и в перевалочных пунктах, контроль выгрузки товара на складе назначения, осуществление операций в присутствии сюрвейера, контроль предоставляемых транспортных средств к перевозке.
– А необычные грузы доставляли?
– Да. Ну, например, мы перевозили косметику для животных.
– Весь прошлый год участники рынка ВЭД жаловались на сложности в прохождении платежей: банки в Азии и в Турции не принимают платежи из России, а из-за этого груз никто не может отправить….
– Прямых платежей практически не осталось, в основном все платежи происходят через агентские схемы. Агентские схемы подразумевают проведение платежей через дополнительных посредников, которые имеют широкую географию. Все ограничения приводят к тому, что оплаты напрямую, без участия агентов становятся практически невозможными. Есть ряд товаров, оплата за которые напрямую невозможна из-за их назначения. При таких сложных цепочках оплат следует учитывать кросс-курсы, а также, конечно, отвязку курсов от ЦБ РФ. Рынок платежных агентов установился, проценты за переводы платежей выровнялись, условия по срокам оплаты тоже.
– В прошлом году предлагали даже бартерные схемы: когда идет оплата не деньгами, а другим грузом. 21 октября 2024 года Уральская таможня сообщила о первой бартерной сделке в России. Этот вид платежей прижился на рынке ВЭД?
– Бартерные сделки носят единичный характер. Масштабировать такие сделки очень проблематично, привязать один товар к другому можно при большом желании, но в таком случае в идеале это должна быть монономенклатура с однотипным ассортиментом. Изменение любых качественных характеристик, добавление линейки артикулов ведет к пересмотру взаимоотношений и новым согласованиям сделки.
ФТС давала разъяснения по бартерным сделкам, которые затрагивают вопросы регулирования внешнеторговой деятельности; их регулирует ФЗ № 164-ФЗ от 08.12.2003. Вопросы контроля и учета – постановление правительства РФ № 1207 от 22.11.2012, вопрос формы документа учета внешнеторговой бартерной сделки – распоряжение ФТС №92-р от 26.03.2013.
Данный вид сделки вызывает интерес у участников ВЭД, но сложности первоначального согласования с поставщиком, дальнейшее оформление и учет вызывают много вопросов. Также следует отметить, что из-за малого распространения таких сделок практического опыта крайне мало у бухгалтерии, таможенных представителей и всех, кто потенциально может участвовать в данных сделках.
– Криптовалюта, цифровой рубль: каким еще способом можно оплатить поставку в 2025 году?
– Да, существуют способы оплаты с использованием криптовалюты, схемы варьируются от возможностей покупателя и продавца. Конечно, покупка криптовалюты происходит через фиатные деньги. Схема зависит от наличия или отсутствия у поставщика товара криптокошелька. Данная схема оплаты мейнстримная по новостным заголовкам, однако количество переводимых платежей в ней заметно меньшее, чем в классических схемах оплаты за товар.
Беседовала Алена Алешина