+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2023 16:01:27
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

ЦБ РФ: ключевая ставка повышена до 16% годовых

Центробанк в пятый раз за год поднял ключевую ставку. К ужесточению денежно-кредитной политики регулятор пришел в июле 2023 года. За менее чем пять месяцев он увеличил ключевую ставку с 7,5 до 16% годовых. РЖД-Партнер собрал мнения участников рынка.
ЦБ РФ: ключевая ставка повышена до 16% годовых
Ключевая ставка для транспортной отрасли

Рост ставки ведет к удорожанию кредитов и лизинга, что, соответственно, увеличивает стоимость использования транспорта и себестоимость услуг, об этом РЖД-Партнеру говорит Олег Гайфуллин, директор по логистике и коммерции транспортной компании Delko.

«Расходы на лизинг занимают порядка 20% в себестоимости перевозок, поэтому изменение ключевой ставки отразится и на тарифе», – продолжает он.

Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России, подсчитал, что за довольно короткий промежуток времени – с июля по декабрь – ключевая ставка выросла более чем в два раза. И по его мнению, такой рост – значительный. Максим Федоров, исполнительный директор федеральной транспортной компании Sotrans, объясняет РЖД-Партнеру, затраты на обслуживание кредитных и лизинговых обязательств увеличивались пропорционально росту ключевой ставки, а это значит – доступность автомобилей снизилась, поскольку они стали дороже.

«Если говорить о тарифах на рынке автомобильных перевозок, то в четвертом квартале их рост остановился. Сегодня наблюдается даже некоторое снижение тарифов по сравнению с третьим кварталом», – говорит М. Федоров.

Вагоностроители, конечно, могут вывести на рынок вагон за 7 млн, который будут отдавать под 25% годовых, но эта история даже не взлетит, об этом Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, рассказывает РЖД-Партнеру. По его информации, доля лизинговых вагонов в парках операторских компаний колеблется от 25 до 50%. Более того, у каждой операторской компании обязательно есть лизинговый портфель, добавил он. Опрошенные РЖД-Партнером участники рынка признались, лизинговый платеж не покрывается доходностью оперирования: ставка оперирования подвижным составом растет, но меньшими темпами, чем ключевая ставка.

Рынок в напряжении

Высокая ключевая ставка может «схлопнуть» рынок лизинга вагонов, такое заявление Евгений Дитрих, глава ГТЛК, сделал после повышения ставки до 15%.

«Мы считаем, что ключевая ставка в размере 15% – это, по сути, пограничная максимальная ставка ЦБ, еще одно повышение ставки станет заградительным барьером и может привести к схлопыванию железнодорожного сегмента лизинга, операторы возьмут тайм-аут на обновление парка», – сказал топ-менеджер.

На рынке были прогнозы и более радикального повышения ставки, чем до 16%, об этом рассказывает Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам». Однако, как представляется, они были бы оправданы в случае, если бы текущие темпы инфляции с учетом сезонности превысили бы максимумы сентября или дополнительной жесткости требовали бы угрозы финансовой стабильности, которых сейчас Банк России не видит. Центробанк остановился на ключевой ставке в 16%, поскольку существенного замедления текущих темпов инфляции не произошло, инфляционные ожидания населения в ноябре заметно повысились, напряженность на рынке труда не ослабевает, динамика кредитования и внутреннего спроса остается слишком высокой, хотя рост ипотеки и потребкредитования замедлился, продолжает эксперт.

«Инфляция и рост ВВП по итогам 2023 года сейчас ожидаются несколько выше, чем предполагали октябрьские прогнозы Банка России. Одним из дезинфляционных факторов могло бы стать укрепление курса рубля, однако сейчас он снова перешел к ослаблению на фоне дешевеющей нефти», – резюмирует он.

Однако консенсус-прогноз аналитиков предполагает среднее значение ставки в 2024 году на уровне 14%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions