+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.11.2023 15:28:46
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Станкостроительную отрасль поддержат миллиардами

До 2030 года федеральный центр может направить на развитие станкостроения более 300 млрд руб. Еще порядка 230 млрд руб. могут привлечь регионы.
Станкостроительную отрасль поддержат миллиардами
Как снизить зависимость от импорта

С 2011 года в стране наблюдается рост производства отечественного станочного оборудования. В частности, растут объемы производства металлорежущих станков, станков с ЧПУ, кузнечно-прессового оборудования, литейных машин.

В то же время российский рынок станкоинструментальной продукции остается сильно зависим от импорта. За 8 месяцев 2023 года он достиг порядка 210 млрд руб., в том числе непосредственно по станкам – 142 млрд руб. При этом объем внутреннего производства составил только 55 млрд руб., по станкам – чуть более 30 млрд.

С ноября 2022 года по поручению председателя правительства РФ идет разработка нового паспорта актуализированного федерального проекта «Развитие производства средств производства», где место отводится и станкостроению.

Как сообщил заместитель министра промышленности и торговли России Михаил Иванов, была проведена оценка поступивших предложений по вопросам поддержки отрасли, сформирован пакет из 19 мер. Они касаются строительства новых и модернизации действующих мощностей, НИОКР, стимулирования спроса, создания центров компетенций, стандартизации, кадровой политики и т. д.

Сумма федеральной поддержки до 2030 года оценивается в 302,9 млрд руб. При этом в 2024–2026 годах может быть направлено 129 млрд руб.

Кроме того, станкостроителям по линии ВЭБ.РФ могут быть предоставлены льготные гарантии. В плане привлечения заемных ресурсов многие участники отрасли сегодня оказались в непростых условиях: с точки зрения банков 31% предприятий находятся в группе высокого кредитного риска, 17% – в группе повышенного.

Станкостроители могут рассчитывать и на региональную поддержку, говорит М. Иванов. Здесь может тиражироваться опыт столичного региона, предусматривающий льготное предоставление земельных участков, инвестиционных налоговых вычетов, экспортного кеш-бэка и т. п.

Ключевые вопросы

Проблем, с которыми сталкиваются представители отрасли, в настоящий момент действительно немало. Один из наиболее серьезных связан с организацией производства ключевых комплектующих изделий, говорит президент ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров. «К сожалению, много говорим на эту тему, но выработанного комплекса мер, который бы говорил о том, что этот вопрос будет решаться, на сегодня нет», – подчеркнул Г. Самодуров.

Кроме того, добавил он, отрасли необходимо научное сопровождение: до распада СССР действовала логичная, сбалансированная схема взаимодействия с наукой.
К сведению, в 1980 году в стране было произведено 161 тыс. металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования. Через 10 лет объем выпуска сократился до 100 тыс., и темпы падения ускорились. В 2022 году в РФ выпущено 17 тыс. ед. оборудования.

Кадровый вопрос также является одним из краеугольных, специалистов и в этой отрасли не хватает. «Цикл подготовки очень длительный. Если говорим об инженерах-технологах, если зафиксируем их подготовку в ФЦП, они выйдут на предприятия через 4 года, а то и 6, если магистратура предполагается. Поэтому здесь и сейчас получить решения по кадрам не получается», – пояснил ректор МГТУ «Станкин» Владимир Серебренный.

Станкоинструментальная отрасль продолжит развиваться, но уже сегодня нужно продумать, как защитить отечественного производителя от иностранных конкурентов, считает В. Серебренный.
«Пройдет не важно сколько лет, но текущая ситуация изменится. Вектор развития страны опять поменяется на либеральный, рынок начнет открываться. Нам сейчас важно думать о том, чтобы на те направления, которые особо влияют на сохранение технологического суверенитета, был сделан акцент в будущем, на сохранении их текущего статус-кво при снятии барьеров для внешних поставщиков», – резюмировал ректор МГТУ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions