+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.09.2020 16:00:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Программа развития Дальнего Востока предусматривает комплексную модернизацию транспортной системы региона

У Дальнего Востока появилась собственная программа развития. Своим распоряжением ее утвердил председатель правительства Михаил Мишустин. Документ опубликован на сайте Кабмина. Согласно ему, основные цели программы – ускорение развития экономики региона, улучшение демографической ситуации, прекращение миграционного оттока, повышение качества жизни людей на Дальнем Востоке.
«В ближайшие четыре года на этих территориях все ключевые показатели качества жизни людей должны расти быстрее, чем в среднем по России. Предстоит масштабная работа сразу на многих направлениях. Чтобы люди оставались жить и работать на Дальнем Востоке, им нужно создать для этого все условия – комфортное современное жилье, работа с достойной зарплатой. И, что важнее всего, открыть хорошие перспективы на будущее», – заявил М. Мишустин. По его словам, национальная программа предусматривает в течение ближайших лет рост опережающими темпами всех показателей экономического развития, в том числе за счет наращивания объема накопленных инвестиций до 800 млрд руб. К 2024 году планируется увеличить объем жилищного строительства более чем в 1,5 раза. На территориях опережающего социально-экономического развития и в свободном порту Владивосток – создать не менее 200 предприятий и 30 тыс. новых рабочих мест.

Реализовать программу планируется в три этапа: с 2020 по 2024 год, с 2025 по 2030 год и с 2031 по 2035 год. По каждому из них планируется утвердить план мероприятий. Всего в экономике Дальнего Востока до 2035-го должно быть создано не менее 450 тыс. новых рабочих мест, во всех удаленных населенных пунктах обеспечена авиационная доступность и подключение к интернету. В каждом из 11 регионов ДФО предусмотрено создание новых туристических кластеров.

Одной из целей программы ставится развитие магистральной инфраструктуры и реализация крупнейших инфраструктурных проектов. Инфраструктурным каркасом экономики Дальнего Востока являются Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали, которые  не только обслуживают крупнейшие грузообразующие комплексы на территории макрорегиона, но и обеспечивают транспортно-экономические связи других регионов страны с дальневосточными морскими портами и пунктами пропуска на границе с Монголией, Китаем и КНДР.

С 2013 года реализуется масштабная программа модернизации указанных магистралей, на первом этапе которой, в 2021-м, провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей будет увеличена до 144 млн т. На втором этапе указанной программы, к 2025 году, их провозная способность будет увеличена до 182 млн т в соответствии с комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024-го, а также будут реализованы мероприятия по электроснабжению тяговых подстанций.

Также, согласно документу, будет проработан проект строительства железнодорожной линии Селихин – Ныш с мостовым переходом через пролив Невельского для обеспечения устойчивой транспортной доступности острова Сахалин. Предпроектные разработки уже ведутся в рамках инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги».

В качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения будет развиваться Северный морской путь. В целях обеспечения круглогодичного использования Северного морского пути для транзита грузов из Азии в Европу будет создана группировка атомных ледоколов «Лидер», а также установлена конкурентная стоимость ледокольного сопровождения судов. До сих пор на повестке дня стоят вопросы создания российского оператора контейнерных перевозок по СМП и строительства портов-хабов в Камчатском крае и Мурманской области. Кроме того, предполагается реализация мероприятий по увеличению мощностей морских портов Дальневосточного бассейна, в том числе строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края и реализация мероприятий по развитию транспортного узла «Восточный – Находка».

В части автомобильного транспорта будет проработан проект строительства новой дороги вдоль Амурского залива с выходом на остров Русский, которая позволит сформировать Владивостокскую кольцевую автодорогу. В целях повышения плотности транспортной инфраструктуры в Чукотском автономном округе планируется строительство ряда автомобильных дорог, в том числе автомобильной дороги Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь и подъезда к г. Билибино. В Камчатском крае ожидается завершение реконструкции автомобильной дороги Петропавловск-Камчатский – Мильково, которая является составной частью автодорожного маршрута Петропавловск-Камчатский – Усть-Камчатск, пересекающего всю южную часть полуострова Камчатка. В Магаданской области планируется начать реконструкцию автомобильной дороги Палатка – Кулу – Нексикан, которая соединяет все золоторудные месторождения Яно-Колымской золоторудной провинции.

Особое значение для регионов Дальнего Востока имеет развитие авиационного сообщения. В рамках программы предусматривается реконструкция 40 аэропортов на Дальнем Востоке.

В период реализации программы пройдет согласование схемы развития инфраструктуры международных транспортных коридоров и определение механизмов ее финансирования.

Отдельные регионы Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область) граничат с китайской провинцией Хэйлунцзян, в которой проживает около 40 млн человек. В связи с этим особое значение приобретает вопрос развития трансграничных проектов и приграничных территорий. В 2020 году предусматривается введение в эксплуатацию пограничного мостового перехода через реку Амур в районе Благовещенска (Амурская область) и Хэйхэ протяженностью 1,3 км. В 2021-м будет введен пограничный железнодорожный мостовой переход через реку Амур в районе населенных пунктов Нижнеленинское (Еврейская автономная область) и Тунцзян протяженностью 2,2 км. В зоне их притяжения с российской стороны будут подготовлены площадки для размещения транспортно-логистических комплексов и объектов туристской индустрии. Планируется подписание межправительственного соглашения о развитии международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

Критическим фактором конкурентоспособности Дальнего Востока становится пропускная способность пунктов пропуска, а также скорость и качество работы государственных контрольных органов. На территории Дальнего Востока установлено 87 пунктов пропуска, из которых функционирует только 58. В 2019 году через них перевезено 201 млн т грузов. Большая часть из действующих пунктов пропуска не соответствует установленным нормативам и требует реконструкции, отмечается в документе.

До 2024 года завершится строительство и модернизация морских пунктов пропуска Ванино, Петропавловск-Камчатский, Холмск, Невельск, Находка, Корсаков и Восточный; железнодорожных – Нижнеленинское, Пограничный, Наушки и Забайкальск; автомобильных – Марково, Кани-Курган, Забайкальск, Краскино, Турий Рог, Полтавка, Монды, Кяхта, Пограничный и Староцурухайтуйский; воздушного пункта пропуска Петропавловск-Камчатский (Елизово). Доля указанных пунктов пропуска в общем объеме грузооборота по Дальневосточному федеральному округу составляет 77%. Согласно расчетам, представленным в программе, обустройство позволит увеличить их пропускную способность в 2 раза.

По оценкам экспертов, в рамках режима свободного порта Владивосток в целом удалось сформировать конкурентоспособное таможенное администрирование: установлен круглосуточный режим работы пунктов пропуска; реализован механизм единого окна для представления в таможенный орган всех документов и сведений (в том числе в электронном виде), введено электронное декларирование грузов и т. д. Полноформатно новый режим таможни заработал с 1 октября 2016 года. Начиная с 2021-го будет начат поэтапный переход всех приоритетных пунктов пропуска на территории Дальнего Востока на режим работы, сформированный в соответствии с требованиями законодательства о свободном порте Владивосток.

Отдельное внимание необходимо уделить разработке вопроса транспортной доступности. На Дальнем Востоке 1265 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Состояние автомобильных дорог не обеспечивает безопасные условия транспортного движения на 20% их общей протяженности. Это одна из основных причин высокой смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий (смертность в результате дорожно-транспортных происшествий превышает среднероссийское значение в 1,3 раза). При этом уровень развития авиационной инфраструктуры не обеспечивает потребность всех удаленных населенных пунктов в круглогодичном транспортном сообщении.

Для решения указанных проблем планируется до 2024 года привести в состояние, соответствующее нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, 2,5 тыс. км улично-дорожной сети в 35 населенных пунктах, 4,6 тыс. км улично-дорожной сети в 12 агломерациях, 23,8 тыс. км региональных дорог, передача в федеральную собственность 6 участков автомобильных дорог. Также власти намерены в скором времени утвердить программу субсидирования местных воздушных авиаперевозок с общим объемом софинансирования из федерального бюджета в размере 50% от общей потребности. Не оставлена без внимания инициатива о создании Дальневосточной региональной авиакомпании.

Также в программе перечислены конкретные меры по решению поставленных задач в регионах. Финансирование ее реализации будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и внебюджетных источников.

Отмечается, что первыми результатами применения новой модели опережающего развития за период с 2014 по 2020 год можно считать следующие позитивные тенденции в экономике и инвестиционном климате макрорегиона: в период с 2014 по 2019 год промышленное производство на Дальнем Востоке выросло на 31,5% (в Российской Федерации – на 10,9%), с 2017-го переломлен тренд снижения инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке, в 2017–2019 гг. рост инвестиций составил 21,3%, на Дальнем Востоке запущена реализация более 2,4 тыс. новых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 4,46 трлн руб.

Дальний Восток занимает 41% территории России, там живёт 5,6% населения страны. Дальневосточный федеральный округ включает Республику Бурятию и Республику Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions