Аналитики онлайн-конференции «Argus Рынки нефти – 2021» восстановление мировой экономики напрямую связывают с восстановлением спроса на транспорт.
Рост котировок сырой нефти
Августовские фьючерсы на нефть эталонной марки Brent на лондонской бирже приближаются к отметке в $74 за баррель, только за последнюю сессию они выросли в цене на $0,18 (0,24%). А июльские фьючерсы на WTI на торгах Нью-Йоркской товарной биржи уже перешагнули отметку в $71 за баррель – это на $0,26 (0,36%) выше итогового значения предыдущей сессии.
Объем фьючерсной торговли значительно превышает объем рынка нефти на физическом уровне, отмечает Джеймс Гудер, вице-президент Argus по нефти в Европе: «Фьючерсная цена должна быть привязана к реальному, базовому активу. Весь бумажный комплекс должен закрываться физическими объемами нефти. Есть опасения, что ликвидность с фьючерсов на нефть марки Brent может перейти на другие фьючерсы, например фьючерсы на Urals или новые сорта нефти сорта Johan Sverdrup».
Статистика за последние 20 лет показывает, что спрос на Brent снижается. «А это значит, что нефтяную корзину надо наполнять новыми продуктами, чтобы не было нерыночных движений цены. Цена на нефть должна быть стабильной и не зависеть от конкретного сорта», – отмечает эксперт.
Экспорт нефти за последние 10 лет значительно изменился, подтверждает Алексей Корниенков, руководитель отдела стратегического планирования и развития бизнеса Gazprom Neft Trading. Еще в 2010 году нефть эталонной марки Urals превалировала в поставках. «Сейчас Urals – это менее 25% экспорта. Основной спрос в Европе приходится на легкие малосернистые сорта», – отмечает он.
Снижение спроса на нефтепродукты
Дэвид Файф, главный экономист Argus, отмечает, что нефтеперерабатывающие заводы пока не вышли на допандемийный уровень производства. Коэффициент использования не превышает 77%. Эксперт объясняет: все дело в том, что пока спрос на нефтепродукцию не восстановился. Согласно статистике, коронавирусные потери отыграли нефтехимические продукты, спрос на бензин почти вернулся к уровню 2019 года. «Но только в США спрос на бензин отработал падение, в КНР транспортный сегмент находится на довольно низком уровне. В апреле (это самая свежая статистика, которая есть в открытом доступе) максимальный уровень пассажиро-километров равен 50% по сравнению с допандемийным уровнем. При этом сфера услуг и промышленность в Китае восстанавливается довольно быстро», – продолжает Дэвид Файф.
Эксперт подчеркивает: только в Китае и в Америке уровень ВВП вышел на уровень 2019 года. В других странах говорить о восстановлении экономики пока очень рано – мировая экономика восстанавливается крайне неравномерно. «Спрос на нефтепродукты находится на уровне порядка 5,5 баррелей в сутки, для сравнения, в 2019 году он был на уровне в 9,5 баррелей в сутки», – говорит он.
Выйти на уровень 2019 года участники рынка надеются только в 2023-м. Эксперт столь долгое восстановление спроса на нефтепродукты спроса напрямую связывает с транспортной сферой: «Пока еще не все страны не сняли коронавирусные ограничения – режим локдауна сохраняется в ряде стран. А это значит, что транспортная инфраструктура простаивает, да и деловая активность восстановлена не в полном объеме. До сих пор не сняты ограничения на международное авиасообщение – спрос на авиакеросин находится на критически низком уровне»
Хеджирование нефтью
Эксперты отмечают, что инвестиции в товарно-сырьевой рынок позволяли инвесторам в первой половине 2020 года хеджировать риски. Однако уже в первой половине 2021-го коммерческие запасы были израсходованы более чем наполовину.
А в ближайшее время число предложений на рынке сырой нефти должны вырасти: Источники – страны СНГ, Канада, Северное море, то есть страны ОПЕК. Да и сделка ОПЕК+ заканчивается уже в апреле 2022 года. Не исключено, что клуб ОПЕК+ захочет нарастить в 2022-м объемы поставок до 2,5–3 млн баррелей в сутки.
Эксперты не исключают возвращения на рынок иранской нефти – то есть рынок, после Иранских всеобщих выборов, может увеличиться на 1 млн баррелей в сутки.
«Цены на нефть до середины этого года вряд ли уйдут за отметку в $75 за баррель. Уверен, сохраняется риск снижения цены до $60 за баррель. И это при положительном сценарии, они могут снизиться и ниже. И высокая конкуренция не позволит ценам подняться до середины 2023 года», – резюмирует Дэвид Файф.
Эксперт подчеркивает, что дальнейший рост нефтяных котировок может подорвать перспективы роста спроса на нефть и даже спровоцирует новый виток экономического кризиса.