С начала прошлого года в направлении Юго-Восточная Азия – Северная Европа наблюдался рост ставок на морские перевозки. Данная тенденция сделала более конкурентными маршруты перевозок через порты Владивосток и Восточный, а также прямые железнодорожные доставки из Китая в Россию и Европу. Сроки поставки грузов из стран ЮВА через вышеуказанные дальневосточные порты, а также по прямому железнодорожному сообщению из Китая, как правило, куда меньше по сравнению с классическими морскими отправками (через порты Прибалтики, Финляндии и Большой порт Санкт-Петербург). Стоимость перевозки при этом стала отличаться минимально.
Исходя из этого многие наши клиенты сделали выбор в пользу железнодорожных маршрутов. На некоторых направлениях перевозки были не только быстрее, но и выгоднее.
Конечно, при этом не следует брать в расчет конец 2020 года, когда рынок контейнерных перевозок из ЮВА начал работать в хаотичном режиме из-за проблем, связанных с отсутствием порожнего оборудования в странах отправления.
В 2021 году на потенциальный рост транспортировок по железной дороге будет влиять наличие или отсутствие государственного субсидирования контейнерных отправок по ней, а также ценовая политика морских и железнодорожных операторов.
Конечно, отмена китайских субсидий может отрицательно сказаться на рынке контейнерных перевозок в России, поскольку эти дотации сильно влияют на стоимость перевозки. Для ряда российских импортеров этот фактор может стать решающим при выборе в пользу морских отправок. Также возможно негативное влияние отмены субсидий и на объем транзитных перевозок в страны Европы.
Что касается влияния на рынок появления нового контейнерного оператора – АО «РЖД Бизнес Актив», в теории оно может положительно сказаться для конечного потребителя в плане стоимости доставки, увеличения провозной способности и открытия новых маршрутов ускоренных контейнерных поездов (УКП), однако что будет на деле – покажет лишь время. В любом случае проект весьма интересный, а планы развития и финансовые вложения в него очень впечатляют.
Автор: Михаил Русаков, руководитель отдела интермодальных перевозок логистической компании «Даксер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.