+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.04.2021 11:40:33
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Оценочно 35% объема перевозок в крытом вагоне в ближайшее время контейнеризации не подвержены

Рынок крытых вагонов по-своему уникален. Из всех ключевых родов подвижного состава на сети РЖД это устойчивый с точки зрения уровня колебаний доходности парк подвижного состава (в 8-летнем периоде для универсальных типов подвижного состава). Диапазон изменений ставки на вагон может составлять 1000 руб./сут. Кажется, что цифра значительна, если не брать в сравнение полувагон, доходность которого менялась в 8 раз. Наиболее постоянный по количеству парк на сети (порядка 58,5 тыс. ед.), который за последние 6 лет уменьшился всего на 5 тыс. ед. (8%).
Оценочно 35% объема перевозок в крытом вагоне в ближайшее время контейнеризации не подвержены
При этом динамика объема перевозок в крытом вагоне регулярно падает со среднегодовой динамикой -5% (с 63 млн т в 2008 году до 37,5 млн т в 2020 г., в том числе -6% и -4% в 2019 и 2020 гг. соответственно).

Крытый вагон проигрывает конкуренцию как автотранспорту на плечах до 2 тыс. км, так и контейнерным перевозкам по железной дороге. Так, по итогам прошлого года объем переориентированных грузов из крытых вагонов в контейнер на фитинговых платформах составил 1,2 млн т. Средняя дальность груженого рейса крытого вагона по территории РФ стабильна последние 5 лет (2 тыс. км). Мы прогнозируем, что динамика объема грузовой базы все так же будет сокращаться на 3–4% в год, однако есть останавливающие факторы этой негативной динамики.

Во-первых, страны СНГ и их железнодорожная инфраструктура, составляющие четверть всего объема логистики крытого вагона. Контейнеризация этих объемов наступит нескоро. Гораздо удобнее, быстрее и экономичнее выгрузить крытый вагон условной бумаги в Узбекистане, чем строить под прием груза в контейнере площадку (даже небольшую), покупать технику, открывать станцию по параграфу и платить за саму перевозку сопоставимые деньги. Во-вторых, сама структура грузоотправителей в крытом подвижном составе на рынке примечательна: 85% из них относятся к категории, обозначающей нестабильную потребность в перевозках внутри одного года (есть примеры 3–4 отправок в месяц). Оценочно 35% объема перевозок в крытом вагоне контейнеризации в ближайшее время не подвержены в силу природы возникновения грузопотока и характера грузоотправителей, курса РЖД на поездную работу и роста доли контейнерных поездов в структуре контейнерооборота.

Таким образом, мы полагаем, что объем грузовой базы снизится до уровня 30 млн т в год к 2025-му и зафиксируется на нем, потребный парк – на уровне 40 тыс. ед. подвижного состава.

Крытый парк подвижного состава по структуре четко делится на три категории по объему кузова, что связано с фактором коммерческой пригодности в различных клиентских нишах: малокубовый парк – 12 тыс. ед. (21% парка), среднекубовый парк – 29 тыс. ед. (50% парка), большекубовый парк – 17 тыс. ед. (29% парка)

Усиленная постройка последних лет обусловлена двумя факторами. Во-первых, продолжающееся естественное выбытие парка малокубовых вагонов по сроку службы. За ближайшие 6 лет спишется почти 16 тыс. вагонов (в среднем по 2,7 тыс. ед. в год), из которых 70% – малокубовый парк. Во-вторых, рост потребности использования большекубового парка в конкретных нишах в 2020 году по сравнению с 2017-м: целлюлозно-бумажная промышленность с 37 до 47%, строительные грузы с 9 до 22%, деревообработка с 20 до 35%. Способность грузоотправителей из этих сегментов платить повышенную к рынку ставку именно за тот логистический эффект, который дает большекубовый вагон.

В целом на сети по состоянию на март задействовано 77% парка (при среднегодовом показателе 71%). Важно при этом отметить, что рынок получил столько большекубовых вагонов, сколько необходимо для балансировки грузовой базы, количества вагонов на сети и оборота (в 2020 г. выпуск вагонов такого типа занимал 85% всей постройки крытых вагонов).

По нашим прогнозам, постройка крытого подвижного состава в 2021 году снизится до уровня 2,5–3 тыс. ед. и далее не будет превышать 2 тыс. ед. Грузовая база уходит из крытого вагона, два последних года массово выбывает малокубовый парк – замещается средне- и большекубовыми вагонами. Перспективы вагонов объемом кузова 175 куб. м пока не выглядят убедительно.

Структура грузов, перевозимых в крытых вагонах, годами неизменна: примерно 35% составляют строительные грузы, 20% – сельскохозяйственные грузы (сахар, мука, соль и т. д.), по 10% приходится на продукцию ЦБП и деревообработки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions