Еще один важный аспект – готовность инфраструктуры к беспилотным грузоперевозкам. В прошлом году KPMG составила индекс готовности стран к внедрению такого транспорта. Он просчитывается по 25 различным параметрам, в том числе оценивается правовое регулирование, технологии, инфраструктура и потребительский спрос. По этим показателям Россия заняла 22-е место среди 30 стран, опустившись с 18-го за год.
Дорога для беспилотников – сложная система камер, сенсоров, радаров и датчиков спутниковой навигации. Все эти элементы взаимодействуют с движущимся автомобилем с помощью системы SLAM (simultaneous localization and mapping), то есть метода одновременной локализации и построения карт. Для превращения 100 км обычной дороги в умную нужно порядка 1 млрд руб. России с ее огромной площадью нужно снижать себестоимость таких систем, создавать собственное производство железа и софта для подобных дорог. Впрочем, в этом отношении есть прогресс: к примеру, недавно «Яндекс» начал использовать в беспилотниках камеры и лидары собственного производства, которые вполовину дешевле импортных.
В контексте инфраструктурной готовности России к беспилотникам нельзя не упомянуть проблему с предоставлением радиочастотного ресурса для развертывания сетей 5G, на основе которых строится коммуникация беспилотного транспорта и умной дороги. Тут необходим диапазон 3,4–3,8 ГГц, который у нас занят среди прочего средствами связи спецназначения. Пока компромисс в этом вопросе не достигнут.
Таким образом, на мой взгляд, внедрение коммерческого беспилотного транспорта произойдет не раньше, чем через 5 лет, а более вероятно – через 5–10 лет. Нужно учитывать еще и состояние дорог. Федеральные трассы в хорошем состоянии, чего не скажешь о региональных и муниципальных.
Автор: Владимир Максимов, руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.