В отчетном периоде на долю Рижского порта пришлось 49,2% грузов портов Латвии, Вентспилсского – 36,3%, Лиепайского – 11,1%. Из 27,5 млн т насыпные грузы составили 56,9% от общего объема грузооборота трех портов Латвии, наливные – 22,5%, генеральные – 20,3%. Больше всего обработали угля – 29,4%, или 8,19 млн т, от суммарного тоннажа, нефтепродуктов – 21,3%, или 5,87 млн т, грузов в контейнерах – 7,4%, или 2,4 млн т, зерна – 7,2%, или 1,99 млн т.
Согласно статистике Министерства сообщений Латвии, насыпные и наливные грузы по-прежнему являются грузообразующими. И они в большей степени представлены российским экспортом, который постепенно планомерно сокращается, отвечая политике России. Таким образом, тенденции в общем и целом пока неизменны. А в перспективе новость о поддержке на высшем уровне развития порта в Калининградской области может нанести очередной удар по транзиту Латвии. По неофициальной информации, владелец двух терминалов в Латвии по обработке минеральных удобрений, рассматривает перенос мощностей в будущий глубоководный порт под Калининградом.
Итак, в отчетном периоде Рижский порт по-прежнему остается лидером в Латвии: за 5 месяцев здесь перевалили 13,54 млн т различных грузов (-7,9%). Снижение наблюдается с начала года как по месяцам, так и в совокупности за отчетный период против соответствующего отрезка в прошлом и позапрошлом годах. По сравнению с январем – маем 2018 года в Риге объем тоннажа уменьшился на 1,16 млн т. По данным администрации Рижского порта, на сокращение потока оказывает уменьшение нефтеналивных и угольных грузов. К слову, продолжается отток российских транзитных объемов.
Отрицательная динамика в Риге зафиксирована в перевалке насыпных грузов, в частности химических меньше на 17,5%, до 716 тыс. т, угля – на 25,8%, до 4,35 млн т. За январь – май сократились наливные – снижение на 9,8%, до 1,59 млн т, в том числе нефтепродукты просели на 9,4%, до 1,57 млн т. Но в Риге стало больше обрабатываться генеральных потоков. Перевалка грузов в контейнерах выросла на 2,7% до 3,49 млн т, контейнеров – на 4%, до 198,290 тыс. TEU. Отмечается и удачное начало круизного сезона: в отчетном периоде обслужено 16 круизных судов, 16,8 тыс. пассажиров (+50,1%).
«Показатели в Рижском порту в целом стабильны. Хотя поток нефтепродуктов продолжает снижаться, а общий объем перевалки угля в латвийских портах даже выше, чем в прошлом году, и составляет 8,1 млн т. В Риге же резкое падение угольных грузов на 25% объясняется переводом мощностей из центра города на новые насыпные терминалы на остров Криеву. Пока стивидоры продолжают регулировку технологии и оборудования на новом месте, солидная часть угля временно диверсифицирована в другие порты страны. По прогнозам стивидоров в июне обороты угля начнут выравниваться», – пояснил управляющий Рижским портом Ансис Зелтиньш.
Во втором крупнейшем порту Латвии Вентспилсе за первые 5 месяцев года перевалено 10 млн т грузов, что на 19,6% больше, чем за аналогичный период 2018-го. И он единственный из трех портов, отработавший в плюсовой динамике. В управлении пояснили, что положительная статистика связана с ростом объемов угля и зерна. Что касается прироста угольных грузов, то одним из факторов стал названный выше факт перераспределения тоннажа из Риги. Пока стивидоры столицы завершают наладку технологий на терминалах острова Криеву, переведя мощности из центра Риги на другой берег реки, в Вентспилсе ставят рекорды. За январь – май 2019 года через терминалы порта Ventspils Tirzdniecibas Osta и Baltic Coal Terminal перевалили на 130,3% угля больше, до 3,2 млн т.
В Вентспилсе перевалено также 4,52 млн т насыпных (+86,4%), 4,43 млн т наливных (-7,8%) и 1,06 млн т генеральных грузов (-6,9%). В мае порт принял к обработке 1,92 млн т, что на 28,2% больше, чем за соответствующий месяц 2018 года. Больше всего в мае было наливных грузов – 1,02 млн т. Объем насыпных составил 686 тыс. т, генеральных – 213 тыс. т. Также в Вентспилсском порту обслужено 684 судна, в том числе 488 сухогрузов и 196 танкеров.
Грузооборот маленького Лиепайского порта за январь – май 2019 года сократился на 3,7%, до 3,06 млн т. Первопричина снижения объемов – уменьшение перевалки насыпных и генеральных грузов на 1,9%, до 2,36 млн т, и на 13,9%, до 495 тыс. т, соответственно. Наливные в росте – больше на 4,2%, до 211 тыс. т. В этом порту больше всего традиционно переваливается зерна и продуктов из него – они составляют треть, или 35,2%, от общего объема. И в отчетном периоде здесь большое проседание на 21,3%, до 1,08 млн т. В Вентспилсе, наоборот, отметили прирост зерновых латвийских, литовских и российских производителей. В сегменте насыпных в Лиепае прирост показала обработка антрацитового угля на 8%, до 627,8 тыс. т, строительных материалов – на 45,3%, до 380,2 тыс. т, древесины – на 77,6%, до 167,7 тыс. т.
Автор: Наталия Вострухова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.