2021 год наглядно показал, что ОАО «РЖД» как глобальный игрок рынка должно быть готово к абсолютно любым вызовам. И если не учитывать политическую составляющую наших соседей по рынку контейнерных перевозок, то в целом можно отметить улучшение пропускной способности и системность сервиса железнодорожных контейнерных перевозок по сравнению с грузоперевозками морем, способствующими росту спроса на весь рынок.
Но главную роль сыграл рост тарифов на морские перевозки из-за гонки за сверхприбылями морских линий. А также хаотичная работа портов вследствие природных аномалий и противоэпидемических мероприятий. Считаем, что именно по этим причинам сейчас набирают особую популярность транзитные маршруты Китай – Россия – Европа. Морским перевозкам доверяют все меньше, и если договоренности между Китаем и Россией будут надежны, это повернет рынок в сторону прямых железнодорожных перевозок.
Альтернативные варианты маршрутов способствуют увеличению грузоперевозок. Так, к примеру, за 8 месяцев 2021 года в контейнеры РЖД было загружено 849,8 млн т, что на 4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Изменения коснулись лишь нескольких позиций. А именно – увеличился объем перевозимого каменного угля на 8,8%, нефти и нефтепродуктов – на 1,6%, строительных грузов и марганцевой руды (рост в 1,5 раза). Объем остальных перевозимых номенклатурных товаров также увеличился, но менее значительно.
Но несмотря на увеличение спроса на контейнерные перевозки можно выделить одну главную проблему этого направления – неравномерность распределения грузопотоков контейнеров. Отсюда вытекает их дефицит или избыток. Грузооборот за 8 месяцев 2021 года составил 1741,7 млрд тарифных т-км, а с учетом порожних вагонов – 2192,1 млрд т-км.
Если рынок не увидит отрицательных внешних факторов для сети РЖД, то следующий год как минимум повторит рост показателей с темпами 2021-го. Что касается прогноза роста контейнерных перевозок, то однозначных цифр нет. Прирост объема грузоперевозок напрямую зависит от регуляторных решений и введения дополнительной тарификации.
Автор: Владимир Мясников, руководитель отдела логистики ООО «Мультитранслогистик»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.