+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.12.2023 09:07:44
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Потолок цен на нефть РФ спустя год не работает, но вряд ли будет скоро изменен

Потолок цен на нефть РФ спустя год не работает, но вряд ли будет скоро изменен
Введенный год назад ценовой потолок на российскую нефть сейчас, по сути, не работает, однако вряд ли будет пересмотрен в ближайшее время, считают опрошенные ТАСС эксперты.

5 декабря 2022 года одновременно с эмбарго страны ЕС, G7 и Австралия установили ценовой потолок на российскую нефть на уровне $60 за баррель, запретив подчиненным им судам и территориям перевозить морем и страховать нефть, продающуюся дороже этого уровня. С 5 февраля 2023 года аналогичные ограничения начали действовать на поставки нефтепродуктов из РФ, их предельная стоимость была определена на уровне $100 и $45 за баррель в зависимости от категории. Россия, в свою очередь, заявила, что не признает условия ценового потолка, а российские компании не будут поставлять нефть странам по этому механизму.

«Сейчас почти весь российский экспорт направляется в Азию. И отказ ЕС от покупки нефти в России привел к тому, что цены на российскую нефть сейчас формируются в Азии, а для азиатских покупателей введенные странами G7 ограничения, включая потолок цен, не являются важными и обязательными. Поэтому говоря о потолке цен, сейчас – нет, он не действует, российская нефть продается по более высоким ценам», – заявил заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. При этом он не исключил, что в будущем ситуация будет зависеть от колебаний мировых цен на нефть.

По данным Минфина РФ, средняя цена на нефть Urals в ноябре 2023 года составила $72,84 за баррель, а дисконт к North Sea Dated – $10,28.

«Фактически ограничения на поставки нефти не действуют, так как на рынке образуется дефицит и потребители находят возможности «дотянуться» до российской нефти», – отметил руководитель нефтегазовой практики в области стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков. При этом, по его словам, другие поставщики не могут оперативно заместить в Европе российское топливо: постепенно регион может заменить до 80% его поставками из США и Ближнего Востока, но с повышением цены.

А что с дисконтом на нефть РФ?

При этом все эксперты согласны с тем, что ценовой потолок и эмбарго ЕС все же не прошли бесследно для российской нефтяной отрасли. Традиционно российская нефть Urals торговалась с небольшим дисконтом к Brent. После ввода ограничений этот дисконт резко вырос, но потом постепенно сократился до $10 за баррель. «В объемах российские нефтяники не потеряли, но временно потеряли в цене», – констатирует эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Игорь Галактионов.

«Ценовой потолок оказался эффективным в первые месяцы после его принятия, – считает аналитик «Финама» Александр Потавин. – Тогда дисконт российской нефти Urals против бенчмарка Brent составлял около 30–35%. Затем Россия сумела наладить экспорт своей нефти в Китай, Индию, Турцию по ценам выше потолка», – сказал он. При этом объемы средств за нефть надо оценивать с учетом курса рубля, добавил эксперт.

По словам Кондратьева, сейчас ситуация улучшилась и дисконты на базисе FOB (стоимость нефти до погрузки, не учитывает затраты на перевозку и страхование. – Прим. ТАСС) в российских портах не превышают $14–15 за баррель. «Конечно, введенное ЕС эмбарго означает, что определенный дисконт для российской нефти сохранится и в будущем – просто из-за изменения географии поставок, сейчас мы везем нефть из портов Балтики в Китай 55–60 дней, тогда как раньше требовалось лишь 3–5 дней для доставки на Северо-Запад Европы, а значит, затраты на логистику объективно выше», – отметил эксперт.

Как считает Потавин, диапазон $10–12 за баррель – это минимальный дисконт, на который могут рассчитывать российские нефтяники. «Длинное транспортное плечо и необходимость в дисконте в целом, чтобы индийские покупатели были заинтересованы в покупке российской нефти, ограничивают дальнейший потенциал подорожания российской нефти», – сказал аналитик. При этом санкции сказываются на стоимости логистики, доступе к оборудованию и технологиям, а также приводят к удорожанию поставок нефти, добавил он.

В свою очередь ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович заявил, что в ноябре дисконт на российскую нефть вновь начал расти на фоне ужесточения давления на перевозчиков и страховщиков, работающих с российской нефтью, хоть и остается не таким высоким, как весной. По его словам, во второй половине ноября российская нефть Urals в порту отгрузки подешевела до примерно $60.

Что дальше

В целом опрошенные ТАСС эксперты считают, что ждать изменения уровня потолка цен в ближайшее время не стоит, в отличие от точечных попыток ужесточения санкций.

«На мой взгляд, в текущих условиях США и страны ЕС, скорее, возьмут паузу: потолок цен сейчас, когда цены на нефть на мировом рынке волатильны, а Urals торгуется лишь на $1–2 выше значений потолка цен, вряд ли будет повышен, это сразу приведет к сокращению дифференциалов для Urals и будет расценено рынком как ослабление санкционного давления. Снижение же потолка, как это предлагают некоторые страны Восточной Европы, приведет к тому, что он останется «сломанным», ни трейдеры, ни импортеры не будут обращать на него внимание», – сказал Кондратьев. Между тем, по его словам, эксперты уже видят тренд на усиление санкционного давления на перевозчиков российской нефти, что влияет на ставки фрахта и ее стоимость.

«Сейчас страны G7 во главе с США ищут способы, как поддержать эффективность потолка цен, чтобы расширить дисконт на российскую Urals, однако в условиях ограниченных поставок эти усилия пока выглядят малорезультативными», – подчеркивает Галактионов.

По мнению Потавина, Евросоюз может усилить давление на компании и банки стран, не присоединившихся к санкциям, однако полный отказ ЕС от российских энергоресурсов создаст проблемы для европейской экономики.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions