2021 год для отрасли контейнерных перевозок был отмечен безудержным ростом ставок, который привел к десятикратному увеличению стоимости доставки из Восточной Азии в Европу. Самыми основными из факторов, спровоцировавших контейнерный кризис, стали, во-первых, строгое ограничение в связи с соблюдением карантинных и/или противоэпидемических мер в портах Китая (Яньтянь, Нинбо). Во-вторых, авария в Суэцком канале судна Ever Given. Данная ситуация подстегнула игроков рынка к выбору маршрутов доставки грузов из Китая через порты Дальнего Востока РФ. В-третьих, обрушение программного обеспечения в порту Восточный (ВСК). В связи с чем порт приостановил прием судов и обработку грузов с внешнего рейда. Как следствие кризиса – в ВСК возникла перегруженность портовых терминалов во Владивостоке. Порты Владивостока около двух месяцев работали на пределе своих пропускных возможностей. Любое усложнение ситуации, например сложные погодные условия, приводило к возникновению большой очереди на рейде. Ожидание судов на внешнем рейде Владивостока и в соседних бухтах составляло до 45 суток.
Основным перегрузочным контейнерным хабом перед портами Дальнего Востока в РФ является порт Пусан. Из-за загруженности терминалов РФ в этом порту скапливалось огромное количество грузов, которые вынуждены были ждать своей очереди на отправку в сторону РФ. Ожидание могло достигать трех месяцев.
«Главной тенденцией 2021 года в отрасли контейнерных перевозок стал поиск альтернативных решений, которые смогли бы обеспечить доставку грузов в срок», – резюмируют специалисты отдела логистики ООО «МультиТрансЛогистик».