+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.12.2025 15:01:49
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

МТК Север – Юг: контейнерный маршрут между скепсисом и объективной потребностью

Международный транспортный коридор Север – Юг постепенно выходит из стадии пилотного проекта. Запущены первые регулярные контейнерные сервисы, ключевая инфраструктура прошла обкатку, а транзитные сроки уже начинают соперничать с морскими перевозками.

По актуальным данным за 10 месяцев 2025 года, объем контейнерных перевозок по западному и восточному направлениям МТК Север – Юг через железнодорожные пункты пропуска в Иран и далее вырос в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и достиг порядка 8,9 тыс. TEU (годом ранее – около 5 тыс. TEU). По западному маршруту через Астару из России было перевезено 6,6 тыс. TEU, что на 58,3% превышает показатели прошлого года. Восточное направление обеспечило 2,3 тыс. TEU, показав рост более чем в 2 раза.

Статистика указывает на структурные изменения в Каспийском бассейне в 2025 году. Экспортная составляющая контейнерного потока последовательно и заметно снижается от месяца к месяцу. Импорт, напротив, выполняет роль основного стабилизатора оборота, однако его рост носит неравномерный характер и не компенсирует экспортное падение в полном объеме. Каботажные перевозки остаются второстепенным элементом и существенного влияния на общую динамику не оказывают.

В этих условиях порты Каспийского региона все чаще работают в режиме балансировки, а не расширения: рост одних сегментов обусловлен лишь резким сокращением других. Наиболее уязвимым элементом цепочки остается стыковка видов транспорта. Железная дорога, порты, автоплечо и паромные линии функционируют по разрозненным правилам, и любой сбой на одном из участков мгновенно обнуляет экономику перевозки.

В то же время, как отмечает генеральный директор АО «РЖД Логистика» Олег Полеев, по срокам и тарифам маршрут Север – Юг уже вплотную приблизился к deep sea, особенно в сегменте грузов с высокой добавленной стоимостью.

Тем не менее маршрут по-прежнему часто описывают через отрицания – как дорогой, нестабильный и непривычный. Однако на практике проявляются как реальные ограничения, так и первые ощутимые результаты.

Какие трудности пока еще сопровождают перевози по коридору, какие достижения уже видны и какими факторами будет определяться дальнейшая успешная раскатка, читайте в журнале РЖД-Партнер № 1–2 с 26 декабря.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions