По актуальным данным за 10 месяцев 2025 года, объем контейнерных перевозок по западному и восточному направлениям МТК Север – Юг через железнодорожные пункты пропуска в Иран и далее вырос в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и достиг порядка 8,9 тыс. TEU (годом ранее – около 5 тыс. TEU). По западному маршруту через Астару из России было перевезено 6,6 тыс. TEU, что на 58,3% превышает показатели прошлого года. Восточное направление обеспечило 2,3 тыс. TEU, показав рост более чем в 2 раза.
Статистика указывает на структурные изменения в Каспийском бассейне в 2025 году. Экспортная составляющая контейнерного потока последовательно и заметно снижается от месяца к месяцу. Импорт, напротив, выполняет роль основного стабилизатора оборота, однако его рост носит неравномерный характер и не компенсирует экспортное падение в полном объеме. Каботажные перевозки остаются второстепенным элементом и существенного влияния на общую динамику не оказывают.
В этих условиях порты Каспийского региона все чаще работают в режиме балансировки, а не расширения: рост одних сегментов обусловлен лишь резким сокращением других. Наиболее уязвимым элементом цепочки остается стыковка видов транспорта. Железная дорога, порты, автоплечо и паромные линии функционируют по разрозненным правилам, и любой сбой на одном из участков мгновенно обнуляет экономику перевозки.
В то же время, как отмечает генеральный директор АО «РЖД Логистика» Олег Полеев, по срокам и тарифам маршрут Север – Юг уже вплотную приблизился к deep sea, особенно в сегменте грузов с высокой добавленной стоимостью.
Тем не менее маршрут по-прежнему часто описывают через отрицания – как дорогой, нестабильный и непривычный. Однако на практике проявляются как реальные ограничения, так и первые ощутимые результаты.
Какие трудности пока еще сопровождают перевози по коридору, какие достижения уже видны и какими факторами будет определяться дальнейшая успешная раскатка, читайте в журнале РЖД-Партнер № 1–2 с 26 декабря.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



