«Восточный и Транскаспийский маршруты сейчас наиболее востребованы и оттягивают на себя основные объемы грузопотока. На западном направлении реализуются инвестпроекты, достраиваются железнодорожные пути, электрифицируются, расширяются колеи. Поэтому сейчас мы наблюдаем там достаточно проблемные места с точки зрения сроков доставки грузов», – комментирует А. Осадчий.
В целом же, по словам эксперта, потенциал ускорения грузопотоков у МТК Север – Юг в будущем будет обеспечен в 1,5–2 раза – соответствующими инициативами как на государственном, так и на частном уровнях.
Среди ограничений, которые не позволяют достичь максимальной эффективности грузопотока по МТК, эксперт назвал недостроенный участок ж/д дороги Решт – Астара. В кулуарах форума участники рынка также называли эту проблему одним из главных тормозов на этом направлении. Другие ограничения: инфраструктурные ограничения (нужна инфраструктура в Волго-Каспийском бассейне, обеспеченность современными видами транспорта (суда «река-море», вагоны и локомотивы); регуляторные ограничения (отсутствие сквозного тарифа, административные барьеры); логистические ограничения; пропускная способность (модернизация существующих МАПП, ЖДПП, высокий уровень цифровизации, инфраструктуры, контейнеризации).
Отметим, что об ограничениях, связанных с административными барьерами, на днях говорили также эксперты форума «Вызовы и решения для бизнеса: синергия компетенций» в РЭУ им. Г. В. Плеханова.