+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.12.2022 15:31:16
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Таможня, санкции и информационные технологии

О том, как развивается информационное взаимодействие с таможней в нынешних условиях, рассказал начальник службы организации таможенного контроля ЦЭТ Сергей Бирюков. Чем можно помочь экспортерам энергоресурсов в условиях санкций? Эти и другие вопросы также оказались в сфере внимания.
Таможня, санкции и информационные технологии
– Сергей Викторович, через ЦЭТ проходят энергетические грузы, включая уголь и нефть. Как развиваются события, связанные с введением новых санкций против Российской Федерации?

– Как известно, с 5 декабря 2022 года против Российской Федерации начал действовать новый, шестой пакет санкций, затронувший экспорт энергоносителей, на первом этапе – ограничение максимальной цены продажи российской сырой нефти.

В существующих реалиях Российской Федерацией в отношении поставок нефти в недружественные страны, установившие ценовой порог, могут быть применены ответные меры по поставкам российской нефти. Пока сложно предположить дальнейшее развитие событий, но танкерные рейсы с российской нефтью, убывшие из российских портов до 5 декабря, выполняются в параметрах, установленных в договорах.

Танкеры, которые сейчас находятся перед Босфором, также дойдут до потребителей. А дальше ситуация будет развиваться с учетом всех принятых мер.

Цифра в помощь

– Как строится взаимодействие ЦЭТ с транспортными организациями в сфере информационных технологий? В частности, с ОАО «РЖД»…

– В рамках внедрения и совместного развития информационных технологий действует совместная с ФТС России и ОАО «РЖД» рабочая группа по упрощению административных процессов, в которой ЦЭТ принимает активное участие.

На первом этапе была поставлена и решена задача автоматизации проставления отметок таможенных органов о вывозе товара в электронной железнодорожной накладной, включая экземпляр экспортера, с одномоментным направлением данной информации в его личный кабинет для обеспечения последующего взаимодействия с таможенными органами и налоговой службой.

Вторым этапом стало решение задачи автоматизации проставления в электронной железнодорожной накладной отметки о дате вывоза товаров. Эта работа ведется в целях исключения сложностей для экспортеров, поскольку дата вывоза товаров влияет на расчет суммы подлежащей уплате экспортной пошлины. Экспортные перевозки энергоносителей железнодорожным транспортом растянуты по времени, и экспортерам зачастую уже по факту вывоза товаров приходится обращаться в таможню за разъяснениями и подтверждениями. Механизм решения данной задачи определен и находится на стадии согласования.
Третьим этапом, скорее, даже параллельной задачей, является обеспечение взаимодействия в электронном виде таможенных органов декларирования и отгрузки энергоносителей с ОАО «РЖД» при необходимости проведения контрольных мероприятий в месте их погрузки. Решение данной задачи позволит исключить скопления и простои вагонов на путях пограничных станций, поскольку контрольные операции будут выполнены на станции отправления. Оттуда по результату информация и документы в электронном виде поступят на энергетический таможенный пост. Это снизит нагрузку на личный состав таможенных постов и РЖД на пограничных станциях, обеспечив экспортерам прямолинейность, предсказуемость логистики и скорость движения вагонов с экспортируемыми энергоресурсами через пограничные железнодорожные станции. Внедрение данного функционала планируется в 2023 году.

Чтобы поезда не тормозили…

– Насколько помогает таможне подключение к АС ЭТРАН?

– Мы активно используем АС ЭТРАН. Это сейчас крайне важно.

Приведу такой пример. После начала специальной операции на Украине, введения рядом недружественных стран санкций в отношении российского банковского сектора, являющегося крупнейшим лизингодателем вагонного парка, и запрета на поставки российского угля их собственникам пришлось массово, в экстренном порядке возвращать железнодорожные вагоны со станций сопредельных государств. Это касалось и возврата порожних вагонов после изъятий груза на Украине.
Для всех участников этих возвратов требовалось ускоренное понимание статуса вагонов и оформление документов. Учитывая временной цейтнот для всех участников, помогло подключение к АС ЭТРАН – для получения сведений о всех операциях выполненных с вагонами, в том числе и при их возврате. Например, о массовой выгрузке угля из полувагонов либо их перенаправлении другим получателям.

Многим и ЦЭТ пришлось заниматься этими вопросами оформления буквально на ходу. В августе все, что было возможно, сделали. Не буду раскрывать деталей, но вопросы касались более 1 тыс. обращений о внесении изменений в таможенные декларации (в основном, связанным с запретом ввоза российского угля), которые были решены к началу сентября, и в этом АС ЭТРАН оказала неоспоримое подспорье, так как в ней фиксируются все операции, включая и возврат – как с вагонами, так и с перевозимым ими товарами.

Важная составляющая работы таможни

– Как бы Вы оценили уровень развития информационных технологий в таможне в целом?

– Есть основания утверждать, что ФТС России с системой таможенных органов являются локомотивом продвижения, включая и взаимодействие с другими государственными контрольными органов в сфере электронного обмена данными, документами в рамках информационных технологий. Практически все таможенные операции, включая взаимодействие в рамках декларирования, фактического таможенного контроля, переведены в цифру. Руководство ФТС России и мы понимаем, насколько важны простота и прямолинейность информационного обмена важны для российских участников внешнеэкономической деятельности, связанных с рынками экспортных энергоресурсов, при этом ЦЭТ – единственная из таможен, где электронный документооборот в рамках совершения таможенных операций осуществляется круглосуточно.

В частности, в ЦЭТ 94% от всех поданных деклараций проходят автоматическую регистрацию без участия должностных лиц ЦЭТ. Не менее 24% документов в дальнейшем, обрабатываясь в режиме реального времени, приводят к решению об автоматическом выпуске товаров. Иными словами, решение о проверке либо выпуске товаров принимает информационная система таможенных органов, и отметку о выпуске товаров в таможенной декларации проставляет компьютер. Необходимо отметить, что время между авторегистрацией и автовыпуском составляет секунды, но не более 4 минут.

Руководством ФТС России поставлена задача весь объем корреспонденции таможни с иными организациями, ведомствами и участниками внешнеэкономической деятельности перевести в электронный формат, и, без сомнений, эта задача будет выполнена.

Девизом таможни на следующий год можно смело обозначить: развитие цифровых технологий – важная составляющая работы ЦЭТ, призванная облегчить работу экспортеров в нынешних непростых условиях.

Беседовал Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions