+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.10.2016 15:38:08
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Нельзя вечно жить на инфраструктуре, которая досталась от СССР

Слабая предсказуемость курса рубля и его подверженность ежедневным колебаниям вынуждают россиян грамотно распределять сбережения, защищая их от различных рыночных рисков. Государство же в условиях экономического кризиса должно с еще большей тщательностью и ответственностью подходить к бюджетным тратам. Вопросы развития транспортной инфраструктуры не являются исключением. Об этом корреспондент РЖД-Партнера побеседовал с главным экономистом консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгением Надоршиным, который с 2009 года успел поработать советником министра экономического развития РФ.
Нельзя вечно жить на инфраструктуре, которая досталась от СССР
– Евгений Равхатович, когда, на Ваш взгляд, транспортная инфраструктура в России начнет более качественно и повсеместно развиваться?

– Грузовая транспортная инфраструктура, если говорить не о сырьевой экономике, а о высокотехнологичной, не приспособлена для того, чтобы помочь России развиваться. Не секрет, что по железной дороге у нас возят почти одно сырье. Причем дешевое и субсидируемое. А теперь еще и на все более и более дальние расстояния. Это не источник развития, и строить под это инфраструктуру нерентабельно. Таким образом, соответственно, ни расти стабильно и устойчиво мы никак не сможем, ни инфраструктура заметно развиваться не будет. В этом смысле «Новый шелковый путь» является вызовом для нас. Либо мы все-таки сможем быстро гонять составы по действующей инфраструктуре, наладим диспетчеризацию и, возможно, научимся грузовые поезда стабильно и массово отправлять по расписанию, либо же продолжим неэффективно использовать то, что сегодня имеем. Давно очевидно, что здесь нужно радикально поменять подход, и тогда многие из тех, кто до сих пор тяготеет к автомобильному транспорту, начнут рассматривать железные дороги как альтернативу. Эта история помогла бы российской экономике сделать большой шаг вперед. А улучшение инфраструктуры и ее качественная работа уже могли бы позволить нам стать мощным транзитным каналом.

– Вы убеждены в том, что инфраструктура станет большим источником развития, если ответственно подходить к ее возведению с точки зрения целей, задач, оправданности. В чем это выражается?

– Смотрите: инфраструктура – это строительство, а строительство – один из немногих секторов российской экономики, который берет почти все местное. Соответственно, здесь приложение денег могло бы быть максимально эффективным с точки зрения восстановления экономической активности. Если строить качественно, чтобы потом не разваливалось, не гнило и не падало, как было в огромном количестве после СССР, но дополнить это анализом востребованности с точки зрения общества, экономики (чего в Союзе было мало), экономическая деятельность на базе этой инфраструктуры позволит создать мультипликативный ее эффект. Это будет самым идеальным раскладом. В противном случае строить будем вечно и с каждым разом все больше, как китайцы, у которых из-за бесконечной стройки сейчас проблемы, т.к. все велось в кредит, а возвращать средства с не нужных никому объектов (пустые кварталы, отели, ненужные дороги) тяжело. Еще и ЖКУ надо оплачивать, чистить все и убирать. Такая инфраструктура – это, скорее, беда.

– Получается, не хватает предварительного анализа выгоды всего этого процесса?

– Безусловно. У нас с этим большая проблема. Для инфраструктуры зачастую критически важно изначально понимать: кто является выгодоприобретателем; кто больше всего заинтересован за это заплатить; действительно ли эффект локален и за это можно получить деньги (платные дороги, например), или же эффект глобален и денег лучше не брать, лишь бы все это просто работало (общественная выгода с запасом перекроет стоимость реализации), благодаря чему люди станут быстрее заключать сделки, добираться до дома и без напряжения платить больше налогов, поскольку будут больше зарабатывать, в чем как раз и будет заметна выгода государства. За такой подход и переизбрать в радость. Как раз все это должно интересовать создателей инфраструктуры при правильном подходе.

– Будут ли увеличиваться объемы финансовых вливаний в эту сферу?

– Думаю, что да. И даже если случится локальная просадка, что почти неизбежно с учетом федерального урезания расходов и проблем в ряде регионов, со временем начнется рост. В этом есть потребность. Нельзя же вечно жить на той инфраструктуре, которая досталась нам от СССР. Да, мы поменяли кое-что, но все же больше увеличили нагрузки на уже созданную инфраструктуру. Так что придется расшивать – жизнь заставит. Иначе будем на те же грабли наступать.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


Самое читаемое


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions