– Действительно, переориентация грузов вследствие международных экономических санкций с западного на восточное направление в условиях дефицита пропускной способности Восточного полигона ОАО «РЖД» повлияла на все отрасли экономики.
По указанным причинам погрузка продукции лесопромышленного комплекса объективно снизилась.
По динамике производства в настоящее время официальная статистическая информация имеется только за 4 месяца текущего года. Так, производство лесоматериалов за указанный период составило 35,1 тыс. куб. м, или 93,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Лесопромышленный комплекс Республики Хакасия по сравнению, например, с Красноярским краем, Иркутской областью незначителен. Общие запасы древесины на корню составляют 466 млн куб. м, или 1,4% от запасов Сибирского федерального округа.
Производимая продукция лесопромышленного комплекса либо потребляется самой республикой и близлежащими населенными пунктами соседних регионов, либо отправляется на экспорт в восточном направлении.
Сложности в отгрузке на экспорт на Восток имеются. Это связано с тем, что продукция лесопромышленного комплекса находится только в пятой очереди перевозки грузов, предусмотренной Временными правилами определения очередности грузов (утверждены протоколом заседания правления ОАО «РЖД» от 27.12.2022 № 102), в связи с чем ОАО «РЖД» не согласовывает в полном объеме заявки на перевозки грузов.
– Какие шаги предприняты руководством республики, чтобы поддержать местных производителей?
– Для поддержки предприятий лесопромышленного комплекса правительством региона запущен ряд мер поддержки. Так, в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» действует Фонд развития промышленности Хакасии. Он выдает льготные займы промышленным предприятиям на модернизацию производства от 5 до 50 млн руб. по ставке от 1 до 5% годовых и сроком до 5 лет.
Кроме того, Министерство экономического развития Хакасии предоставляет субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, в размере не более 50% затрат от стоимости оборудования и в сумме, не превышающей 20 млн руб. на заявителя.
Таким образом, в текущем году лесопереработчики благодаря финансовой поддержке могут приобрести производственное оборудование, увеличить производственные мощности, расширить ассортимент выпускаемой продукции, увеличить количество рабочих мест.
Также для поддержки предприятий лесопромышленного комплекса по поручению правительства РФ протоколом правления ОАО «РЖД» от 27.03.2023 № 17 внесены изменения во Временные правила определения очередности перевозки грузов и предусмотрено, что с апреля текущего года грузоотправитель должен обладать собственными производственными мощностями по переработке древесины и (или) лесосырьевой базой, то есть из грузоотправителей исключены компании-перекупщики.
– Насколько учитывается сегодня специфика лесной отрасли региона при вывозе ее продукции?
– Как я уже упоминал, Хакасия не является лесопромышленным регионом: доля отгрузки лесопромышленных грузов в общей отгрузке незначительна и составляет менее 1%.
Всех грузоотправителей лесопромышленной продукции мы знаем, на сегодняшний день их у нас 19. В случае возникновения у них трудностей с деятельностью предприятия, в том числе с отгрузкой продукции, мы оказываем свое содействие в решении проблемных вопросов.
– Сегодня осложнены перевозки по Восточному полигону на лимитирующих направлениях. Удается ли сохранять некий баланс в отправках грузов со станций, расположенных в Хакасии, среди предприятий различных отраслей экономики?
– Приоритетность отправки грузов определяется в соответствии с Временными правилами определения очередности грузов. Кроме того, по вопросам приоритетности отгрузок мы активно взаимодействуем с правительством России.
О ситуации в лесной промышленности региона читайте также в журнале «РЖД-Партнер» № 13–14.
Беседовал Павел Белов