– Транспортировка грузов в контейнерах на сегодняшний день является самым современным и технологичным способом перевозки грузов. Использование нестандартных контейнеров позволяет привлекать новые виды грузов и расширять клиентскую базу, повышая уровень контейнеризации в России. Мы используем нестандартные контейнеры типа Hard Top, которые были закуплены компанией в 2020 году для перевозки специализированных грузов, в том числе продукции горно-металлургической промышленности. Сейчас мы рассматриваем возможность закупки дополнительных контейнеров для перевозки рулонной стали.
В начале 2021 года «ТрансКонтейнер» начал перевозку угля в контейнерах Open Top, за это время мы перевезли более 200 тыс. т через пункт пропуска Забайкальск в Китай. Как мы считаем, перевозка угля в контейнерах Open Top позволяет снизить нагрузку на железнодорожную инфраструктуру, сократив время обработки подвижного состава на приграничных станциях и увеличив скорость доставки.
– Какие виды нестандартных контейнеров пользуются наибольшим спросом на сети РЖД?
– Самым востребованным типом нестандартных контейнеров являются танк-контейнеры. Мы перевозим в них порядка 2,2–2,7 ДФЭ в месяц, всего на сети отгружается в районе 31–36 тыс. ДФЭ ежемесячно. Спрос на этот тип контейнеров стабилен и практически не изменился с начала 2018 года. Крупнейшими грузоотправителями в данном сегменте остаются предприятия нефтехимического комплекса, ТЭК и производители удобрений.
Также активно используются контейнеры Open Top, которые востребованы при экспортных перевозках угля в КНР через сухопутные пункты пропуска. По нашим расчетам, стоимость перевозки угля до границы на 1 т в 20-футовых контейнерах типа Open Top на 4–12% дешевле, чем в полувагонах.
– Какие инновационные разработки в сфере производства нестандартных контейнеров имеют наибольший потенциал на российском рынке?
– По нашей оценке, наибольший потенциал имеет производство контейнеров из композитных материалов с увеличенной грузоподъемностью и сроком полезного использования. На сегодняшний день контейнеры этого типа находятся в стадии разработки, «ТрансКонтейнер» готов участвовать в опытном использовании таких контейнеров и рассмотрит вопрос целесообразности их закупки после завершения испытаний и сертификации.
– Весной этого года ФАС предложила исключить из Прейскуранта № 10-01 разделение контейнеров на универсальные и специализированные, которые не соответствуют им по габаритам. Повлияет ли предлагаемое ФАС изменение тарификации для нестандартных контейнеров на популярность их использования?
– Изменение тарифов, по нашей оценке, не приведет к увеличению востребованности нестандартных контейнеров среди грузоотправителей как минимум до того момента, пока операторы и экспедиторы не начнут массово приобретать эти виды оборудования и использовать их на регулярной основе.
Кроме того, при мультимодальных перевозках важно использовать контейнеры одного типа, чтобы исключить перетарку груза и ускорить перевозку, а использование нестандартной тары будет требовать больших временных затрат при перегрузке продукции.
Беседовала Юлия Чернышевская