– Складская логистика и e-commerce – к чему привело их тесное сотрудничество в 2020 году?
– Складская логистика e-commerce – это в первую очередь полочное и мелкоячеистое хранение, обработка единиц товара, упаковка различными способами с учетом весогабаритных характеристик товаров в заказе, а также сортировка.
При широком ассортименте и достаточно больших объемах хранения и обработки торговые компании инвестируют в полочные стеллажи мезонинного типа. Это 2–5 ярусные конструкции, между которыми ходят работники с тележками, раскладывают или отбирают товар поштучно. Технология обработки для продукции разных товарных групп может отличаться, и это закладывается в настройки системы.
При высокой интенсивности складских процессов отбора и комплектации могут использоваться технологии pick-by-voice, pick-to-light и др. Pick-by-voice, или отбор голосом, позволяет комплектовщику работать не с ручным терминалом, а с гарнитурой. Он обменивается данными с системой голосом – руки освобождаются, скорость операций растет. Также для высвобождения рук используют терминал с креплением на запястье и сканером на пальце.
Pick-to-light – это система, для работы которой в ячейках отбора установлены световые индикаторы, которые включаются, если из ячейки нужно взять товар. Такая система хорошо работает в сочетании с конвейерной линией на складе, где обрабатываются посылки.
При работе с товарами дистанционной торговли одной из приоритетных задач склада является замер весогабаритных характеристик товара. Это нужно для синхронизации работы с курьерскими службами, которые тарифицируют доставку заказов за килограмм или за кубический метр. Для этих целей на упаковочных столах используются интегрированные со складской системой весы и лазерные системы замера габаритов, а также принтеры для печати этикеток. Заказу присваивается номер, печатается соответствующая этикетка с реквизитами и весогабаритами заказа, после она клеится на транспортную упаковку. Подобный формат снижает риск ошибок.
Кстати, частичная выдача и невыкупленные заказы создают поток возвратов, который тоже нужно быстро обработать, чтобы вернуть товар в оборот.
–
Современные складские технологии требуют больших финансовых вложений, которые чаще всего доступны только крупным интернет-магазинам и маркетплейсам...
– Да. А большинство интернет-магазинов – это все же малый и средний бизнес. Поэтому немалая доля логистики передается на аутсорсинг фулфилмент-операторам.
Складская логистика – это лишь часть операций фулфилмента. Для клиента удобнее, когда сервис-провайдер обеспечивает весь цикл операций с момента заказа товара на сайте до вручения посылки покупателю. То есть не только хранит и обрабатывает товар на складе, но и организует доставку в пункты выдачи, постаматы или курьером до двери.
– Каким должен быть идеальный склад для онлайн-ритейлера?
– Идеальный склад онлайн-ритейлера в первую очередь должен быть удобно расположен с точки зрения транспортной доступности.
На таком складе работает большое количество людей, выгружаются товары для большого количества малотоннажных и среднетоннажных грузовых автомобилей. Поэтому нужно много парковочных мест, как грузовых, так и легковых.
Склад должен быть, естественно, класса А, иметь большое количество доков и пандусы, приспособленные под погрузку грузовиков небольшого тоннажа. На таком складе обязательны ровные антипылевые полы и потолки не ниже 12 м.
Топология склада и шаг колонн должны быть рассчитаны на установку многоярусных мезонинных стеллажей, поэтому по форме такой склад будет скорее квадратный, чем прямоугольный. Палетные стеллажи также нужны, но не в таком большом количестве, в основном для хранения упаковочных материалов и негабарита. И такие стеллажи также понадобятся как буферная зона для еще не отгруженных палет с заказами.
Обязательно должны быть упаковочные столы в количестве, позволяющем обеспечить необходимую скорость штучной приемки и упаковки заказов. Пропускная способность технологических зон склада должна быть сбалансированной и учитывать пиковые нагрузки.
Сам объект и стеллажи должны быть оборудованы в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Безопасность труда – это приоритет. На складе везде должна быть разметка и разграничено движение пешеходов и техники.
Зона отгрузки должна быть достаточно просторной для того, чтобы обеспечить сортировку заказов по большому количеству транспортных компаний и направлений. Если объем обработки большой, то имеет смысл установить на складе автоматический сортировщик – конвейерную систему, распределяющую посылки по направлениям. Если предполагается большая доля самовывоза, то должны быть оборудованы помещения, приспособленные под процесс выдачи.
– Стало ли развитие сегмента e-commerce фактором поддержки развития складской логистики в регионах?
– Несомненно. Чтобы повысить скорость обработки заказов с момента оформления до выдачи, крупные маркетплейсы и сервис-провайдеры активно открывают фулфилмент-центры в регионах. Происходит децентрализация логистики. Например, в августе 2020 года Wildberries открыл крупнейший распределительный центр в Татарстане, в июне того же года начала строительство распредцентра на 250 тыс. кв. м. в Краснодарском крае.
При этом такие складские площадки чаще всего строятся под заказ. Можно отметить, что сейчас в большинстве регионов есть дефицит высококачественных складских площадей класса А.
Многие омниканальные ритейлеры с большим количеством офлайн-точек по всей стране выбрали другой путь – модель ship-from-store, когда товар при онлайн-заказе доставляется из магазина ритейлера напрямую получателю.
Что касается складов «последней мили», их нехватка отмечается в столице, и она нарастает в связи с развитием рынка e-commerce. В столице практически не строятся новые склады, а старые постепенно выводятся из обращения, на месте промзон чаще строят жилые комплексы, офисные и торговые центры. В результате при небольшом вводе новых складов их общее число внутри МКАДа год от года сокращается. Хотя спрос на них со стороны интернет-магазинов, работающих внутри МКАД, растет.
Логично, что в пределах кольцевой дороги ставки на склады заметно выше, чем за МКАД: дело в том, что стоимость земли в черте города примерно в 5 раз выше, чем в области. К тому же строительство в городе идет в 2–3 раза дольше из-за получения различных разрешений и согласований. Наконец, и строительные работы в Москве стоят дороже. В столице вакансия складов крайне низкая. Так что, въехав однажды, арендаторы стараются не переезжать.
– Как маркетплейсы будут решать вопрос с дефицитом складов?
– Согласно отчету Knight Frank, в 2020 году на онлайн-торговлю пришлось 35% поглощения качественных складских площадей в Московском регионе, она обогнала по этому показателю розничную торговлю на 12% и вышла на первое место. Думаю, тренд на рост доли электронной коммерции в структуре складского спроса сохранится.
Однако, несмотря на взрывной рост собственной логистики, маркетплейсы все активнее используют складской аутсорсинг.
Пример: переход Wildberries на модель работы FBS, то есть реализация возможности продавать товары со склада поставщика. Объем заказов маркетплейса за 2020 год вырос в среднем в 2 раза. Второй пример: Ozon объявил, что частично переходит на модель интернет-витрины. Это означает, что обрабатывать на собственных складах и доставлять часть товаров будут сервисные провайдеры-партнеры компании, в числе которых и ПЭК.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.