+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.04.2021 09:15:42
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Электронная торговля дала толчок развитию складской логистики высокого класса в регионах России

В результате пандемии в России в 2020 году было введено на 13% качественных складских площадей меньше, чем в 2019-м. При этом общий объем качественной складской недвижимости достиг 29 млн кв. м, из которых 16 млн кв. м (55%) приходится на Московский регион. Доля свободных складских площадей в Московском регионе в 2020 году при этом составляла, по данным Knight Frank, всего 2,2%. О том, какие тренды повлияли на рынок складской логистики в этот непростой период, рассказал коммерческий директор 3PL-направления ООО «ПЭК» Сергей Рубанов.
Электронная торговля дала толчок развитию складской логистики высокого класса в регионах России
– Складская логистика и e-commerce – к чему привело их тесное сотрудничество в 2020 году?

 – Складская логистика e-commerce – это в первую очередь полочное и мелкоячеистое хранение, обработка единиц товара, упаковка различными способами с учетом весогабаритных характеристик товаров в заказе, а также сортировка.

При широком ассортименте и достаточно больших объемах хранения и обработки торговые компании инвестируют в полочные стеллажи мезонинного типа. Это 2–5 ярусные конструкции, между которыми ходят работники с тележками, раскладывают или отбирают товар поштучно. Технология обработки для продукции разных товарных групп может отличаться, и это закладывается в настройки системы.

При высокой интенсивности складских процессов отбора и комплектации могут использоваться технологии pick-by-voice, pick-to-light и др. Pick-by-voice, или отбор голосом, позволяет комплектовщику работать не с ручным терминалом, а с гарнитурой. Он обменивается данными с системой голосом – руки освобождаются, скорость операций растет. Также для высвобождения рук используют терминал с креплением на запястье и сканером на пальце.

Pick-to-light – это система, для работы которой в ячейках отбора установлены световые индикаторы, которые включаются, если из ячейки нужно взять товар. Такая система хорошо работает в сочетании с конвейерной линией на складе, где обрабатываются посылки.

При работе с товарами дистанционной торговли одной из приоритетных задач склада является замер весогабаритных характеристик товара. Это нужно для синхронизации работы с курьерскими службами, которые тарифицируют доставку заказов за килограмм или за кубический метр. Для этих целей на упаковочных столах используются интегрированные со складской системой весы и лазерные системы замера габаритов, а также принтеры для печати этикеток. Заказу присваивается номер, печатается соответствующая этикетка с реквизитами и весогабаритами заказа, после она клеится на транспортную упаковку. Подобный формат снижает риск ошибок.

Кстати, частичная выдача и невыкупленные заказы создают поток возвратов, который тоже нужно быстро обработать, чтобы вернуть товар в оборот.

 – Современные складские технологии требуют больших финансовых вложений, которые чаще всего доступны только крупным интернет-магазинам и маркетплейсам...

– Да. А большинство интернет-магазинов – это все же малый и средний бизнес. Поэтому немалая доля логистики передается на аутсорсинг фулфилмент-операторам.

Складская логистика – это лишь часть операций фулфилмента. Для клиента удобнее, когда сервис-провайдер обеспечивает весь цикл операций с момента заказа товара на сайте до вручения посылки покупателю. То есть не только хранит и обрабатывает товар на складе, но и организует доставку в пункты выдачи, постаматы или курьером до двери.

 – Каким должен быть идеальный склад для онлайн-ритейлера?

 – Идеальный склад онлайн-ритейлера в первую очередь должен быть удобно расположен с точки зрения транспортной доступности.

На таком складе работает большое количество людей, выгружаются товары для большого количества малотоннажных и среднетоннажных грузовых автомобилей. Поэтому нужно много парковочных мест, как грузовых, так и легковых.

Склад должен быть, естественно, класса А, иметь большое количество доков и пандусы, приспособленные под погрузку грузовиков небольшого тоннажа. На таком складе обязательны ровные антипылевые полы и потолки не ниже 12 м.

Топология склада и шаг колонн должны быть рассчитаны на установку многоярусных мезонинных стеллажей, поэтому по форме такой склад будет скорее квадратный, чем прямоугольный. Палетные стеллажи также нужны, но не в таком большом количестве, в основном для хранения упаковочных материалов и негабарита. И такие стеллажи также понадобятся как буферная зона для еще не отгруженных палет с заказами.

Обязательно должны быть упаковочные столы в количестве, позволяющем обеспечить необходимую скорость штучной приемки и упаковки заказов. Пропускная способность технологических зон склада должна быть сбалансированной и учитывать пиковые нагрузки.

Сам объект и стеллажи должны быть оборудованы в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Безопасность труда – это приоритет. На складе везде должна быть разметка и разграничено движение пешеходов и техники.

Зона отгрузки должна быть достаточно просторной для того, чтобы обеспечить сортировку заказов по большому количеству транспортных компаний и направлений. Если объем обработки большой, то имеет смысл установить на складе автоматический сортировщик – конвейерную систему, распределяющую посылки по направлениям. Если предполагается большая доля самовывоза, то должны быть оборудованы помещения, приспособленные под процесс выдачи.

 – Стало ли развитие сегмента e-commerce фактором поддержки развития складской логистики в регионах?

– Несомненно. Чтобы повысить скорость обработки заказов с момента оформления до выдачи, крупные маркетплейсы и сервис-провайдеры активно открывают фулфилмент-центры в регионах. Происходит децентрализация логистики. Например, в августе 2020 года Wildberries открыл крупнейший распределительный центр в Татарстане, в июне того же года начала строительство распредцентра на 250 тыс. кв. м. в Краснодарском крае.

При этом такие складские площадки чаще всего строятся под заказ. Можно отметить, что сейчас в большинстве регионов есть дефицит высококачественных складских площадей класса А.

Многие омниканальные ритейлеры с большим количеством офлайн-точек по всей стране выбрали другой путь – модель ship-from-store, когда товар при онлайн-заказе доставляется из магазина ритейлера напрямую получателю.

Что касается складов «последней мили», их нехватка отмечается в столице, и она нарастает в связи с развитием рынка e-commerce. В столице практически не строятся новые склады, а старые постепенно выводятся из обращения, на месте промзон чаще строят жилые комплексы, офисные и торговые центры. В результате при небольшом вводе новых складов их общее число внутри МКАДа год от года сокращается. Хотя спрос на них со стороны интернет-магазинов, работающих внутри МКАД, растет.

Логично, что в пределах кольцевой дороги ставки на склады заметно выше, чем за МКАД: дело в том, что стоимость земли в черте города примерно в 5 раз выше, чем в области. К тому же строительство в городе идет в 2–3 раза дольше из-за получения различных разрешений и согласований. Наконец, и строительные работы в Москве стоят дороже. В столице вакансия складов крайне низкая. Так что, въехав однажды, арендаторы стараются не переезжать.

 – Как маркетплейсы будут решать вопрос с дефицитом складов?

 – Согласно отчету Knight Frank, в 2020 году на онлайн-торговлю пришлось 35% поглощения качественных складских площадей в Московском регионе, она обогнала по этому показателю розничную торговлю на 12% и вышла на первое место. Думаю, тренд на рост доли электронной коммерции в структуре складского спроса сохранится.

Однако, несмотря на взрывной рост собственной логистики, маркетплейсы все активнее используют складской аутсорсинг.

Пример: переход Wildberries на модель работы FBS, то есть реализация возможности продавать товары со склада поставщика. Объем заказов маркетплейса за 2020 год вырос в среднем в 2 раза. Второй пример: Ozon объявил, что частично переходит на модель интернет-витрины. Это означает, что обрабатывать на собственных складах и доставлять часть товаров будут сервисные провайдеры-партнеры компании, в числе которых и ПЭК.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions