+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.04.2021 17:43:10
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

В ЕАЭС намерены развивать цифровую экосистему МТК

В ЕАЭС намерены развивать цифровую экосистему международных транспортных коридоров (МТК), проложенных через территории стран, которые входят в союз.
Согласно экспертной оценке, совокупные затраты на формирование цифровой экосистемы МТК ЕАЭС до 2025 года оцениваются в 10 млрд руб., а ожидаемый эффект от нее – 154 млрд руб.

Правда, при этом во взаимной торговле между странами ЕАЭС эксперты насчитали не менее 60 препятствий. Эффект от устранения только некоторых из них способен снизить транзакционные издержки бизнеса на $100–120 млн.

А если будут устранены все – окажется на уровне 1,5–2% от стоимостного суммарного объема взаимной торговли, отметил министр по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Гегам Варданян.

Проложена дорожная карта

Одним из системных решений в этом плане стала утвержденная в 2020 году Евразийской экономической комиссией программа опытной эксплуатации удостоверяющего центра службы доверенной третьей стороны интегрированной информационной системы с применением ЭЦП, которая в перспективе станет частью организации трансграничного электронного документооборота в рамках союза. В 2021 году проект удостоверяющего центра перешел в стадию промышленной эксплуатации.

Другое решение было реализовано Российским экспортным центром (РЭЦ) и Российско-сингапурским деловым советом. Оно сделало возможным размещение российских компаний на электронной B2B-платформе.

Как пояснили в РЭЦ, она является стопроцентной российской разработкой, которая включена в проекты ЕЭК по развитию цифровых транспортных коридоров и созданию сети трансфера технологий, промышленной кооперации и субконтрактации.

Великолепная десятка

Всего же проект маршрутной сети насчитывает 10 МТК. Для ускорения их развития и повышения эффективности использования МТК, проходящих по территории РФ, при Минтрансе в прошлом году учредили АНО «Дирекция международных транспортных коридоров».

Как сообщили в ЕЭК, дорожная карта ЕАЭС по реализации транспортной политики на 2021–2023 гг., в рамках которой должна развиваться сеть МТК, предусматривает прежде всего гармонизацию законодательства стран союза по внедрению электронных транспортных документов, развитию смешанных и контейнерных перевозок, а также комплексному развитию евразийских транспортных коридоров, транспортно-логистических центров. Причем в первую очередь цифра призвана усовершенствовать механизм контроля за движением крупногабаритных и тяжеловесных транс­портных средств и синхронизировать про­цедуры при перевозках опасных грузов.

Как уточнил Г. Варданян, ранее была сформирована концепция создания цифровой платформы ЕАЭС, которая должна содействовать интеграции государственных информационных систем и расширению практики использования цифровых технологий. Сейчас все эти идеи нашли свое отражение в дорожной карте по реализации транспортной политики.

Построение цифровой платформы ЕАЭС предполагает интеграцию национальных решений, в результате чего она объединит в себе государственные цифровые платформы стран ЕАЭС, полагает министр связи и информатизации Республики Беларусь Константин Шульган.

Свой кафтан ближе к телу?

Правда, следует иметь в виду: сейчас в каждой из стран ЕАЭС имеются свои цифровые решения, и необходимо искать способ их конвертации. «Речь идет о взаимном признании системы идентификации, когда пользователь, заходя через свою систему идентификации, может получать услуги в других странах ЕАЭС», – сообщил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин.

Экосистема цифровых транспортных коридоров (ЭЦТК) подразумевает реализацию более 100 проектов. В идеале цифровая платформа ЕАЭС должна обеспечить бесшовное трансграничное взаимодействие цифровых сервисов госуправления.

Однако на практике еще не очень понятно, как именно это предстоит сделать. Кроме того, ряд стран пытаются реализовать свои параллельные проекты. Например, в рамках транспортного коридора TRACECA

Правда, у координаторов TRACECA возникли сложности со смешанными перевозками на стыках различных видов транспорта. В результате пришлось вернуться к теме конвертации цифровых платформ, то есть, по сути, искать те же инструменты, которые намерены создать под эгидой ЕЭК. Но при этом в ПС МПК TRACECA предпочли идти своим путем, опасаясь конкуренции со стороны МТК ЕАЭС.

Конечным результатом реализации программы ЭЦТК в 2025 году должен стать переход к единым стандартам информационного взаимодействия и создание унифицированной системы виртуального контроля над товарными потоками.

Этот путь разбит на несколько этапов, в ходе которых параллельно с реализацией пилотных проектов намечено внесение поправок в нормативную базу и создание межнационального сегмента системы.

Что сделано?

Одним из первых проектов на пути создания ЭЦТК стало внедрение навигационных цифровых пломб. Первые пилотные проекты для мониторинга товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, появились в июле 2018-го. Осенью того же года Россия и Казахстан осуществили автомобильные транзитные перевозки с использованием таких пломб.

В результате таможенные службы стран ЕАЭС договорились о создании единой системы отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием электронных навигационных пломб. Сегодня подобные процедуры признаны уже как стандарт.

О том, как может выглядеть усовершенствованное трансграничное взаимодействие в ЕАЭС, дает представление пилотный проект, реализованный в марте 2021 года компанией «СберКорус» (входит в экосистему «Сбера») и белорусским EDI-провайдером «Современные технологии торговли», обеспечившими обмен юридически значимыми электронными документами между компаниями в России и Белоруссии.

Проект был реализован под надзором ФНС России и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В перевозке участвовали крупные ритейлеры, поставщики электроники и продовольствия, которые смогли подписать документы на товары ЭЦП и отправить их в форматах, соответствующих законодательству двух стран. Белорусские накладные были конвертированы в электронный универсальный передаточный документ в соответствии с требованиями налоговиков Белоруссии.

О том, как развиваются проекты в морских портах и на сети РЖД, см. полный текст в № 7 (385) журнала РЖД-Партнер
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions